За малым можно потерять большое

Русский бизнес
САХАЛИН
«Эксперт» №48 (966) 23 ноября 2015
Губернатор Сахалина Олег Кожемяко рассказал «Эксперту», какие задачи стоят перед регионом, лидирующим сегодня не только по вылову рыбы, но и уровню цен на нее
За малым можно потерять большое

Новый глава Сахалина заступил на вахту в сложный период: вследствие ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры на рынках энергоносителей региональный бюджет на предстоящие годы сократился на треть, а в наследство от старого губернатора ему досталась команда, состоящая, в основном, из фигурантов уголовных дел.

На тот момент (конец апреля) врио губернатора Сахалинской области (теперь избранный губернатор) Олег Кожемяко пригласил корреспондента «Эксперта» поучаствовать в только что начавшемся наведении порядка в рыбной отрасли Сахалинской области, где сейчас посредством различных лоббистских инструментов происходит попытка передела рынка. В Охотском, городке в 130 км от столицы края, губернатор внезапно собрал совещание всех крупных рыбопромышленников и потребовал от них дешевой рыбы для населения: по-хорошему… На обратном пути, сам сев за руль правительственного джипа и оказавшись в машине наедине с журналистом, в течение нескольких часов Олег Николаевич откровенно рассказывал о том, как он планирует выходить из этой непростой ситуации и о планах по развитию экономики региона.

— Первый раз вижу губернатора за рулем.

— Почему же — я езжу иногда. Когда дороги проверяю, всегда за руль сажусь.

— Вы не первый губернатор, у которого я беру интервью, но вот такое — впервые.

— Ну что, на Сахалине-то понравилось? В первый раз здесь?

— В первый, и мне даже не уехать отсюда.

— А я здесь был в 1998-м…

— А почему вы это совещание с бизнесом именно в Охотском устроили?

— Слушай, не знаю. Я посчитал: 45 минут сюда, 45 минут обратно — полтора часа в дороге теряем. Но мне говорят: вы должны посмотреть завод с рыбаками. Ну ладно, думаю.

— Я правильно понял, что они согласились на то, чтобы давать рыбу?

— В принципе, они обещали, что будут учтены интересы малого бизнеса, вопросы доступности ресурсов, ценообразования. Предприятия будут закреплены за своими поселками по торговле рыбой — как замороженной, так и охлажденной, в любом виде. И скоро мы представим сеть магазинов, где у каждого предприятия будут свои небольшие отделы, а сеть будет ставить наценку не более десяти процентов. Сегодня на многие пищевые виды рыбы, на горбушу, цена действительно высока и в розничной сети, и на рынках. И нам нужно сделать все, чтобы предприятия, обладающие значительными ресурсами, поделились с сахалинцами в рамках себестоимости. Мы примерно знаем, какая у них себестоимость. Я не говорю о деликатесной группе. Я бы  на продукцию, которая является предметом массового потребления — горбушу, минтай, селедку, навагу, камбалу, как-то подрегулировал цены. И мы их сейчас начнем регулировать для внутреннего спроса. Они сами это знают, сами высказали такое пожелание. У нас на Сахалине рыба дороже, чем в Москве, — как так? Нам надо сделать так, чтобы возможности отрасли сочетались с покупательной способностью населения. Кого ни встретишь, все говорят, что купить ничего невозможно. Все это приведет знаете к чему? К обратной реакции. И за малым можно потерять большое.

— У меня был шок, когда я