Абонемент на посещение тюрьмы

Экономика и финансы
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
«Эксперт» №50 (968) 7 декабря 2015
Налоговая нагрузка на бизнес растет, а наказания за неуплату ужесточаются. Правительство все чаще воспринимает бизнес прежде всего как источник пополнения бюджета, не замечая, что он иссякает в результате неудачной экономической политики
Абонемент на посещение тюрьмы

В середине ноября в Госдуму были внесены два законопроекта, которые меняют правовое регулирование уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Говоря точнее, они вводят уголовную ответственность за неуплату таких взносов. «В настоящее время законодательством Российской Федерации предусмотрен институт страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, которые после отмены ЕСН не являются налоговыми платежами, в связи с чем оказались исключенными из сферы правового регулирования статей 198–199 Уголовного кодекса РФ, — пишут авторы законопроекта в пояснительной записке. — Вместе с тем эти платежи традиционно обеспечивались уголовно-правовой охраной. До введения единого социального налога данные фискальные платежи также осуществлялись в форме страховых взносов. С введением единого социального налога и отменой страховых взносов необходимость специально оговаривать эти платежи в диспозиции названных норм УК РФ отпала».

Теперь правительство по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова решило вернуть былой порядок и восстановить уголовную ответственность. Законопроект вносит изменения в статью 199 УК РФ, вводя ответственность за «сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки (задолженности) не только по налогам и сборам, но также и (или) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды». Эта же статья 199 УК дополняется пунктами, устанавливающими ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, совершенное индивидуальным предпринимателем (ИП) и организацией в крупном и особо крупном размере. Для ИП крупный размер — это когда не уплачено более 600 тыс. рублей за три финансовых года подряд при условии, что это более 10% подлежащих уплате страховых взносов либо свыше 1,8 млн рублей. Особо крупный размер — не уплачено более 3 млн рублей в пределах трех финансовых годов подряд (20% подлежащих уплате взносов) либо более 9 млн рублей. Для организаций, соответственно, относительные величины неуплаты остаются теми же (10 и 20%), однако абсолютные суммы установлены на уровне 6 млн рублей для крупного и более 10 млн в течение трех лет подряд или 30 млн рублей — для особо крупного размера.

По мнению авторов законопроекта, именно такие цифры «позволят защитить права наемных работников на социальное обеспечение, в то же время не затронут интересы предпринимателей, не имеющих намерения ввести в заблуждение контролирующие органы».

При сокрытии денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание страховых взносов, ИП и руководителям и собственникам организаций грозит до трех лет лишения свободы, а при особо крупном размере деяния — до семи лет. Те, кто совершил преступление впервые, могут отделаться штрафом (200–500 тыс. за крупный и 0,5–2 млн рублей за особо крупный размер — при условии уплаты всех недоимок и пен

Закручивая гайки, правительство добьется предсказуемых и печальных последствий: ухода предприятий в тень, снижения предпринимательской активности, а в итоге — сокращения поступлений налогов