Что есть реальность?

Книги
Детектив
«Эксперт» №50 (968) 7 декабря 2015
Тилье Франк. Головоломка. — СПб.: Азбука: Азбука-Аттикус, 2015. — 352 с. Тираж 4000 экз.
Что есть реальность?

Перед нами современный французский детектив, почти лишенный национального колорита. Французов в нем, в общем-то, не отличишь не только от жителей европейских стран, но и от поселенцев североамериканского континента. Действие книги начинается в городе без особых примет — автор даже не прилагает  усилий (возможно, поступая так  намеренно), чтобы дать нам хоть как-то понять, что действие книги происходит во Франции,  — и продолжается  в ограниченном пространстве психиатрической лечебницы. Здесь герои по собственной воле участвуют в некоей игре, выигрыш в которой сулит им солидный куш — это  главный движущий мотив для ее участников. Исходная ситуация, место, время и условия действия — то, что в кинематографе принято обозначать термином setting, — вызывают скорее кинематографические ассоциации, нежели литературные, и позволяют считать, что автор не претендует на оригинальность. Тилье скрестил в «Головоломке» сюжетные мотивы из «Сияния» Стэнли Кубрика, снятого по роману Стивена Кинга, «Пилы» Джеймса Вана, «Игры» Дэвида Финчера, «Острова проклятых» Мартина Скорсезе, литературной основой которого послужил романа Денниса Лихэйна. Он приготовил блюдо по хорошо известному рецепту, словно  получил задание на курсах литературного мастерства  — написать роман на заданный сюжет, а реализовав его, позабыл, что это всего лишь упражнение, и понес роман в издательство. Так вот: вкус блюда, приготовленного Тилье, призван пробудить в читателе параноидальный страх: его жизнью кто-то манипулирует,  все кем-то подстроено, но надежды на то, что все это закончится шампанским по случаю окончания розыгрыша, автор не дает. «В каждом розыгрыше есть только доля розыгрыша» — словно бы говорит нам Франк Тилье.