Русский балет – 300 лет вместе

Культура
Балет
«Эксперт» №50 (968) 7 декабря 2015
Лидерство русского классического балета по-прежнему непререкаемо во всем мире — вне зависимости от политических и экономических обстоятельств
Русский балет – 300 лет вместе

В рамках Международного культурного форума, который откроется в Санкт-Петербурге 14 декабря, ректор Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Николай Цискаридзе проведет круглый стол, посвященный выдающемуся балетмейстеру Мариусу Петипа. Двести лет со дня рождения одной из ключевых фигур в становлении русской и мировой балетной школы будет отмечаться в 2018 году, и  Юнеско объявил  его годом Петипа.  Журнал «Эксперт» побеседовал с Николаем Цискаридзе о том, почему это имя остается таким важным для всех, кто связан с искусством балета.

— Какое место творчество Мариуса Петипа занимает в современном мире классического балета?

— Это человек, который заложил основы русского классического балета,  поэтому его творчество повлияло и на весь мировой балет. К сожалению, в свое время не  создали фонда Мариуса Петипа, аналогичного Фонду Джорджа Баланчина, занимающемуся сбережением его хореографического наследия и охраной прав на поставленные им спектакли. Периодически в мире появляются шарлатаны, которые якобы «расшифровывают» записи Мариуса Петипа, ставят по ним спектакли и зарабатывают на этом имени деньги. Часто приезжаешь на какой-нибудь конкурс, где на сцену выходит конкурсант с номером, поставленным по хореографии Мариуса Петипа, и понимаешь, что он не имеет к ней никакого отношения, либо мы имеем дело с хореографией, в которой переделаны целые куски. Это как если бы мы увидели картину Рембрандта «Даная», на которой главная героиня изображена с современной прической. Кроме того, несмотря на то что Санкт-Петербург —  город, в котором Мариус Петипа жил, работал, творил на протяжении всей жизни,  здесь нет ни улицы, ни площади, названных его именем, хотя он это, безусловно, заслужил. Причем большинство своих балетов он поставил именно здесь,  в здании Академии Русского балета на улице Зодчего Росси,  — тут была его репетиционная база, тут настоящий дом Петипа. Это дает нам основание заявить о своем праве на то, чтобы стать одним из центров празднования юбилейной даты великого балетмейстера.

— Уже третий год  вы занимаете должность ректора Академии Русского балета. Как вы полагаете, что  удалось сделать за это время? В какой степени оправдались ваши ожидания?

— Оценивать себя не в моих правилах. Пусть об этом говорят другие. Могу только сказать, что недавно читал интервью Валерия Абисаловича Гергиева (художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра. — «Эксперт»), в котором он очень хорошо отозвался о моей работе. Что касается моих ожиданий, это одно, а реальность совсем другое: она оказалось намного жестче. Я даже не мог себе представить  объем проблем, которые мне придется решать; я предполагал, конечно, что они есть, но не в таком масштабе. В первую очередь — хозяйственных, потому что все восемь лет, которые прошли после ухода блистательнейшего ректора Надирова (Леонид Надиров — ректор Академии Русского балета с 1987 по 2004 год. — «Эксперт»), их никак не решали. Если бы не Валентина Матвиенко (губернатор Санкт-Петербурга с 200