Citius, Altius, Fortius!*

Наука и технологии / СРЕДНИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС Исследование компаний среднего быстрорастущего технологического бизнеса показало, что они делают ставку на собственные инновационные продукты и развитие за счет собственной прибыли, строят стратегические планы и не доверяют государству

Многолетние попытки диверсифицировать российскую экономику пока не увенчались успехом. Зависимость от экспорта сырья и импорта технологий остаются главными признаками нашей хозяйственной системы.

Слабая диверсификация нашей экономики — прямое следствие практически полного отсутствия крупных частных технологических компаний, конкурентоспособных на глобальных рынках.

Между тем крупные технологические компании появляются из средних, а средние, в свою очередь, из малых. Соответственно, нужного результата можно достичь с помощью быстрорастущих технологических компаний («техногазелей»), если дать им возможность достаточно долго не отклоняться от эффективной траектории роста. «Эксперт» постоянно уделяет внимание проблемам быстрорастущих компаний, регулярно проводит конгрессы и конкурсы динамично развивающихся компаний (Конгресс «газелей»).

Уже четыре года Российская венчурная компания в партнерстве с рядом других компаний и организаций проводит Рейтинг «Техуспех», отслеживая средний быстрорастущий технологический бизнес. За двадцать пять лет рыночной экономики в России родились и выросли сотни, если не тысячи средних (выручка от сотен миллионов до десятка миллиардов рублей) фирм, поддерживающих высокие темпы роста и являющихся технологическими лидерами пусть в узких, но достаточно наукоемких нишах российского и даже глобального рынка. Они образовались, как правило, в ранние девяностые, их отцы-основатели были выходцами из советской научно-технической среды. Их характерные черты — ставка на собственные инновационные продукты, развитие за счет собственной прибыли, длинный стратегический горизонт, характерный для семейных фирм (не годы, а поколения), недоверие к государству.

Портрет российской быстрорастущей технологической компании

В рамках работ по составлению рейтинга Институтом менеджмента инноваций ВШЭ было проведено исследование участвующих в нем компаний, которое было представлено общественности 16 декабря. Исследование показало, что среди факторов успеха на первое место с небольшим отрывом друг от друга вышла классическая триада из любого учебника по менеджменту инноваций: инновации—команда—рынок. Оригинальные научно-технические идеи стали фактором успеха для 59% компаний; на втором месте с одинаковым показателем — сильный коллектив разработчиков и конструкторов (57%) и высокое качество продукции (57%).

В ходе интервью представители компаний отмечали также важность фактора инновационной продукции, соответствующей запросам потребителей: «Все, что мы делаем, продается сразу. Это следствие качества продукции и соответствия ее мировому уровню. Наши аппараты сделаны с использованием самых современных технологий» (приборостроительная компания). А вот что компании говорят о своих коллективах, отмечая их стабильность и командный дух: «У нас команда совсем не меняется. Конечно, она у нас дополняется, прирастает. Но практически все ключевые руководители, которые с самого начала работали, так и остались у нас. В принципе, можно сказать, что на 80 процентов мы

О рейтинге «Техуспех»

Национальный рейтинг высокотехнологичных быстроразвивающихся компаний «Техуспех» был впервые составлен Российской венчурной компанией в партнерстве с Ассоциацией инновационных регионов России (АИРР) в 2012 году при поддержке «Роснано» и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. В 2013 году к формированию рейтинга в качестве партнера проекта присоединилась компания PwC. В 2014 году еще одним партнером рейтинга стал МСП-банк. В 2015-м в число партнеров вошел Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

Рейтинг определяет лидеров в сегменте компаний среднего технологического бизнеса, которые способны в перспективе сыграть ключевую роль в развитии и модернизации российских технологических отраслей. С 2013 года рейтинг ежегодно формирует список лидеров: топ-10 крупнейших компаний (по размеру выручки), топ-10 быстрорастущих компаний (по темпам роста выручки) и топ-10 инновационных компаний (технологический уровень выпускаемой продукции, ее новизна, интеллектуальная собственность компаний, а также расходы на НИОКР и технологические инновации). В 2015 году к ним добавился топ-10 компаний-экспортеров (по доле экспорта).

В рейтинг отбираются компании, соответствующие квалификационным требованиям, пороговые значения которых были рассчитаны исходя из среднеотраслевых показателей:

— по выручке: не менее 100 млн рублей, но не более 10 млрд рублей за 2014 год;

— по среднегодовому темпу роста выручки: не менее 15% за последние три года;

— по доле средних затрат на НИОКР: не менее 5% за последние три года;

— по доле средних затрат на технологические инновации: не менее 10% выручки за последние три года;

— компания вывела на российский рынок как минимум один новый или существенно улучшенный продукт/услугу за последние три года, при этом доля выручки от продаж такой новой продукции/услуг составляет в среднем не менее 30%;

— минимальный возраст компании — четыре года.

Специалисты PwC провели анализ данных, предоставленных топ-50 участников рейтинга 2015 года, который показал, что, несмотря на кризисные явления в экономике, выручка технологических «газелей» в целом выросла на 35% по сравнению с прошлым годом: с 58,1 до 78,2 млрд рублей. В пересчете на одну компанию средний объем выручки составил порядка 1,6 млрд рублей. Их общие расходы на технические инновации выросли на 19% — до 19,1 млрд рублей. Каждая компания на технические инновации в среднем тратит 26% своей выручки, доля расходов на НИОКР занимает 12% в ежегодном обороте. Средний возраст компаний — 19 лет, среднее число сотрудников — более 500 человек.

Опыт зарубежных стран

На протяжении долгого времени в классических моделях экономического роста малые и средние предприятия (МСП), как правило, рассматривались как второстепенные рыночные игроки, не оказывающие определяющего воздействия как на общую деловую активность, так и на процесс создания новых рабочих мест. Но начиная с 1980-х исследователи и эксперты вплотную занялись изучением феномена быстрорастущих средних инновационных компаний, а в последние несколько лет ими заинтересовались и политики многих стран.

В Европе наиболее продолжительные по времени государственные программы стимулирования роста HGIEs (High Growth Innovative Enterprises — быстрорастущие инновационные предприятия) реализуются прежде всего в странах Северной Европы (Финляндии, Дании и Норвегии), а также в Нидерландах.

Так, в Дании приоритетной задачей заявлено именно обеспечение ускоренного роста национальных инновационных компаний на мировом рынке. В Нидерландах под прямым патронажем министерства экономики реализуется схожая программа поддержки «амбициозных растущих компаний». В Финляндии запущена программа, которая ставит своей задачей выявление фирм и предпринимателей с высоким потенциалом роста. Формально никаких отраслевых приоритетов при начальной селекции кандидатов в ней заявлено не было, но, как показала практика, основными ее клиентами становились различные технологические компании Финляндии.

В Великобритании в 2013 году правительство тоже запустило специальную целевую программу FutureFifty («Будущие 50»), которая ставит своей главной задачей активное продвижение 50 наиболее быстро растущих компаний страны. Кроме того, в 2011 году британское правительство создало специальный Business Growth Fund (BGF) — это программа с общим бюджетом в 2,5 млрд фунтов стерлингов, которая нацелена на стимулирование прямых инвестиций банков и других финансовых организаций страны в быстрорастущие национальные компании. Одной из последних по времени крупномасштабных инициатив британского правительства в этой сфере стал запуск в феврале 2015 года программы стимулирования роста HGIEs — Help to Grow initiative (инициатива «Помощь росту»), которая призвана помочь быстрорастущим британским компаниям в получении финансовой поддержки в виде коммерческих кредитов, а также по схемам частно-государственного софинансирования.

Топ-10 рейтинга «Техуспех»
Виды господдержки, которые могли бы серьезно ускорить развитие компании, в случае ее получения в ближайшие 3 года
Какие факторы ограничивали развитие компании в последние 3 года
Видите ли Вы возможности по выходу Вашей компании на качественно более высокий уровень развития в ближайшие 5 лет
Какие еще ресурсы, помимо финансовых, критически необходимы для реализации Вашего бизнес-плана