Колесо российско-финской фортуны

Шинный завод Nokian Tyres, расположенный в городе Всеволожске Ленинградской области, ожидая снижения российского спроса, ищет возможности для укрепления своих позиций как одного из крупнейших экспортеров региона

На сегодняшний день Nokian Tyres является крупнейшим шинным заводом в России: он производит около 1,7 тыс. видов продукции — практически весь шинный ассортимент. Изначально предприятие было ориентировано на внутренний российский рынок: предполагалось, что к 2015 году завод станет выпускать около 8 млн шин в год, однако уже по итогам 2014 года этот показатель находился на уровне 15,5 млн. И руководство концерна считает, что, несмотря на рост цен на готовую продукцию (с нового года он достиг 15%), ожидать существенного падения производства в 2015 году не приходится: по оценкам, продажи просядут не более чем на 5%.

И значительную их долю составят продажи в России: 22–20% от общего портфеля компании. За последние годы стал очевиден курс головного производства Nokian Tyres на экспорт. Сейчас его доля более 60%, и, судя по тенденции, в ближайшее время он будет только расти.

Запах денег

В первом цеху резиносмешения стоит ощутимый запах: здесь натуральный каучук проходит первичную обработку и превращается в большое резиновое полотно. «”Пахнет как топленое молоко”, — подумал я, когда впервые сюда пришел», — делится ощущениями старший оператор производственного участка Николай Божков. За несколько лет он прошел стандартный для многих попадающих на завод путь: вырос от простого рабочего до начальственной должности в своем цеху, переехал вместе с семьей из Всеволожска в Hakkapeliitta Village, участвует в ежегодных соревнованиях на производительность, уменьшение процента брака и лучшую спортивную команду. По полу первых двух цехов, где рулонами на гравитационных стеллажах лежат заготовки материалов для будущих шин, бегают белые автоматические погрузчики-роботы: траектория их движения задана в компьютерном центре. «Он безопасный; хотите, покажу?» — предлагает Николай и, не дожидаясь ответа, встает на пути у тележки-робота. Тот останавливается: ждет, пока рабочий уйдет с дороги, периодически подавая световые и звуковые сигналы.

До недавнего времени на всем предприятии использовались погрузчики, управляемые людьми, но с августа часть из них заменили роботами. Управленцы, однако, отмечают, что на численности персонала это никак не отразилось, — на заводе всегда есть чем заняться: «К зиме планируется некоторое расширение производственного корпуса, где в следующем году будет установлено дополнительное оборудование. К 2017-му расширят склад. А вообще, как только рынок начнет восстанавливаться и мы почувствуем нехватку производственных мощностей, то в течение года сможем развернуть 14-ю линию — место уже заготовлено», — делится планами генеральный директор Nokian Tyres Russian Андрей Пантюхов.

Конечно, в цехах шумно: причудливая смесь из щелчков, низкого гула и жужжания, в которую почти не вторгается человеческая речь, — автоматические линии, установленные на производстве, в отличие от конвейеров не требуют большого количества рабочих, равно как и существенных физических усилий. Зато требуют высокой квалификации персонала. Корпоративная культура, к слову, постоянно с

Как не рассыпать мусор по дороге
Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
В ожидании вала банкротств
Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
Очень, очень плохой банк
ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать

У партнеров

    «Эксперт»
    №1-2 (970) 21 декабря 2015
    Человек года президент России Владимир Путин
    Содержание:
    Новый таргет

    В экономическом плане год заканчивается тяжело

    Человек года
    Наука и технологии
    Потребление
    Как не рассыпать мусор по дороге
    Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
    В ожидании вала банкротств
    Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
    Очень, очень плохой банк
    ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать
    Реклама