Легко ли быть Толстым

Книги
Москва, 21.12.2015
«Эксперт» №1-2 (970)
Басинский Павел. Лев в тени Льва. — М.: АСТ, 2015. — 512 с. Тираж 15000 экз.

Павел Басинский продолжает литературоведческий сериал, начатый им книгой «Лев Толстой: бегство из рая», в которой он попытался разобраться, почему великий писатель решил покинуть свой дом в крайне преклонном возрасте и какую роль в этом сыграла его жена Софья Андреевна. Далее фокус внимания Басинского сместился на отношения Толстого с церковью вообще и с Иоанном Кронштадтским в частности. Теперь очередь дошла до детей Толстого, судьба которых большинству из нас известна мало, но вызывает большое любопытство. Басинский не бросает тем, начатых им в предыдущих книгах, он словно бы продолжает выкладывать паззл, в каждом кусочке которого мы можем увидеть часть целого и вместе с тем понимаем, что в жизни Толстого остается еще немало моментов, заслуживающих самого внимательного изучения. Один из самых впечатляющих эпизодов книги «Лев в тени Льва» — голод, случившийся в российских деревнях в 1890-х. Личное вмешательство писателя Софья Андреевна оценила скептически как очередную попытку привлечь к себе общественное внимание, о чем она пишет в цитируемом Басинском письме: «Все один и тот же источник всего в этом роде: тщеславие и желание новой и новой славы, чтобы как можно больше говорить о нем». Тем не менее это принесло свои плоды: тысячи людей были спасены в тяжелейшей ситуации. Толстой лично отслеживал, как расходуются все поступающие к нему средства, решал, куда их нужно направлять. Но, увы, именно это эпизод стал переломным в судьбе его сына. Попытки Льва Львовича действовать наравне с отцом не увенчались успехом. Сын оказался надломлен физически и духовно. И это еще один урок от семейства Толстых: «Не всегда то, что нас не убивает, делает нас сильнее».

У партнеров

    «Эксперт»
    №1-2 (970) 21 декабря 2015
    Человек года президент России Владимир Путин
    Содержание:
    Новый таргет

    В экономическом плане год заканчивается тяжело

    Человек года
    Наука и технологии
    Потребление
    Реклама