Мелочи розничного бизнеса

Русский бизнес
Москва, 21.12.2015
«Эксперт» №1-2 (970)
В условиях сжатия потребительских расходов сеть гипермаркетов «Карусель» сумела увеличить поток покупателей в своих магазинах за счет оптимизации множества бизнес-процессов

Сеть гипермаркетов «Карусель» в третьем квартале 2015 года опередила другие сети гипермаркетов по темпам прироста потока покупателей и продажам по сопоставимому кругу магазинов (см. график). И это в условиях падения платежеспособности населения, что должно было бы одинаково ударить по рознице. Однако мы видим, что происходит перераспределение покупателей между игроками рынка. Статистика показывает, что «Карусель» сумела стать привлекательной для людей, вынужденных становиться все более экономными. О том, как удалось этого добиться, «Эксперту» рассказал генеральной директор сети Вардан Даштоян, работающий в этой должности с лета 2014 года.       

— В X5 Retail развитие формата гипермаркета долгое время отставало от развития других форматов. В чем причина, на ваш взгляд?

— До недавнего времени модель управления Х5 была централизованной и поэтому недостаточно гибкой для развития формата: гипермаркет — очень сложный организм. Изменения в небольшом магазине у дома внедрить проще, они сравнимы со спринтом, а вот изменения в гипермаркете — это марафон. Когда в компании прошла децентрализация управления, торговые сети, а их в компании три, получили необходимую самостоятельность, позволившую нам пересмотреть подходы к управлению изменениями. И сегодня мы видим результаты: уже два квартала «Карусель» показывает положительную динамику трафика и уже два месяца подряд лидирует по этому показателю среди гипермаркетов.

— Что вы сделали в первую очередь, став генеральным директором «Карусели»?

— Понимаете, я торговец по своей сути. Я всю свою сознательную жизнь что-то продавал. Для меня самое важное — клиент, который покупает. Так что в первую очередь мы подумали о том, почему же он ходит к нашим конкурентам, а не к нам. Тем более что, когда я пришел в «Карусель», начался кризис: вступило в силу продуктовое эмбарго, упал курс рубля. У меня на глазах менялись предпочтения клиентов. Не секрет, что число платежеспособных покупателей не увеличивается, а скорее уменьшается. При этом, если население год назад имело довольно большие сбережения, то теперь они с каждым месяцем тают. Поэтому ценовое восприятие продукта или магазина становится краеугольным камнем при выборе. Мы в этом удостоверились, проведя несколько опросов покупателей. Более 60 процентов подтвердили, что для них цена — самый важный критерий.

— Как вы отреагировали на результаты опросов?

Прежде всего поменяли ассортимент

— Как именно? Что ввели, что вывели?

— Это огромный процесс. Мы добавили около пяти тысяч наименований товара. Наизусть, я их, конечно, не знаю.

Но все же есть какой-то вектор изменений? В каких категориях товаров у вас не хватало предложения?

— В первую очередь в низком ценовом сегменте. И продолжает не хватать. Потому что потребительские предпочтения резко идут в сторону удешевления единицы товара. То, что год назад находилось в среднем ценовом сегменте, сейчас перешло в высокий. Так что оптимизация ассортимента идет непрерывно: надо постоянно отслеживать, какие позиции перестали

Как не рассыпать мусор по дороге
Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
В ожидании вала банкротств
Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
Очень, очень плохой банк
ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать

У партнеров

    «Эксперт»
    №1-2 (970) 21 декабря 2015
    Человек года президент России Владимир Путин
    Содержание:
    Новый таргет

    В экономическом плане год заканчивается тяжело

    Человек года
    Наука и технологии
    Потребление
    Как не рассыпать мусор по дороге
    Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
    В ожидании вала банкротств
    Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
    Очень, очень плохой банк
    ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать
    Реклама