Тарифы РЖД снова растут

Русский бизнес
Москва, 21.12.2015
«Эксперт» №1-2 (970)
Грузовой тариф РЖД в следующем году будет проиндексирован на 9%. При этом итоговый рост может быть снижен до 7,5% за счет предоставления скидок в размере до 1,5%

По словам советника главы ФАС Павла Шпилевого, железная дорога в рамках тарифного коридора будет предоставлять скидку на свое усмотрение. Для этого монополии разрешили снижать тарифы на отдельные виды грузов сразу на 25% вместо нынешних 12,8%. Основная цель РЖД — увеличить погрузку и грузооборот таким образом, чтобы в 2016 году получить дополнительно 38 млрд рублей дохода. Только в этом случае компании удастся достичь выручки от перевозочной деятельности в размере 1,465 трлн рублей, которая заложена в утвержденный финансовый план РЖД. Иначе одобренные затраты будут урезаны на сумму недовыполненных обязательств. Но чтобы выйти на такие показатели, железной дороге придется отбить значительную долю рынка высокодоходных грузов (не менее 50 млн тонн) у альтернативных видов транспорта. Главным образом за счет новых скидок. Предполагается, что они будут предоставляться прежде всего на внутренних направлениях для перевозки нефти и нефтепродуктов, металлов, стройматериалов, леса, зерна и других товаров на малых и средних расстояниях — 1,5–3 тыс. км. Но в этом сегменте рынка правят бал автоперевозчики, и потеснить их очень сложно.

Не секрет, что у РЖД есть огромный потенциал для сокращения издержек. Но реальной работы в этом направлении пока что не видно. Зарплаты и премии топ-менеджеров РЖД уже давно стали притчей во языцех. По некоторым оценкам, суммарно они составляют несколько миллиардов рублей в год. Новый глава компании Олег Белозеров пообещал в следующем году обнародовать свою зарплату и сократить расходы монополии на 23 млрд рублей. Но только в случае обнуления ежегодно растущего на 0,4% налога на имущество (в 2016 году он должен был составить 1,6%), а также получения очередных субсидий. Правительство же пошло лишь на то, чтобы заморозить этот налог на уровне 1%. Что касается субсидий, то на грузовые перевозки в 2016 году они предоставляться не будут. Но на пассажирские перевозки РЖД все-таки получит из бюджета дополнительно 60 млрд рублей при росте тарифа на 4%. И это при том, что компания продолжает тратить огромные деньги на спонсорство спортивных команд. В частности, футбольный клуб «Локомотив» в 2014 году был профинансирован на 4,8 млрд рублей, а хоккейный «Локомотив» — на 734 млн рублей. Правда, в 2015 году эти расходы должны были урезать на 20%. Но во сколько обойдется РЖД содержание этих спортивных команд в 2016 году, так и осталось тайной. Кроме того, РЖД оказывает поддержку баскетбольному клубу «Локомотив-Кубань», волейбольному клубу «Локомотив-Новосибирск», пляжному футбольному клубу «Локомотив-Москва» и Центральному спортивному клубу «Локомотив». И хотя ФАС обязала РЖД избавиться от непрофильных активов, включая ФК «Локомотив», монополия продолжит его спонсировать. Именно с таким заявлением после встречи с новым руководством РЖД выступила президент клуба Ольга Смородская, а затем ее слова подтвердил и вице-премьер Аркадий Дворкович. Так, что РЖД, судя по всему, делает ставку на получение субсидий, а не на выигрыш в конкурентной борьбе с

У партнеров

    «Эксперт»
    №1-2 (970) 21 декабря 2015
    Человек года президент России Владимир Путин
    Содержание:
    Новый таргет

    В экономическом плане год заканчивается тяжело

    Человек года
    Наука и технологии
    Потребление
    Реклама