О репетиторстве и его уроках

Разное
Москва, 25.01.2016
«Эксперт» №4 (972)
Что многие старшеклассники занимаются с репетиторами, знают все

Насколько многие, известно меньше, а опубликованные цифры я на днях увидел впервые. Добрые люди прислали мне ссылку на работу, в которой исследователи одной из структур ВШЭ «развенчали миф об эффективности репетиторства». Размах явления таков. По данным широкого опроса (авторы опросили три тысячи учеников из сотни школ трёх очень разных регионов), русским языком дополнительно занимались 48% одиннадцатиклассников (30% ходили к репетиторам, 28% — на вузовские курсы), а математикой — 55% (39% учились у репетиторов, 28% — на курсах). Доли, на мой вкус, ошеломляюще высоки, однако профессионалы, с которыми я эти цифры обсудил, склонны считать, что они скорее занижены. С репетиторами занимаются минимум процентов шестьдесят — во всяком случае, в столицах. Впрочем, там и доход повыше. Как бы то ни было, распространение репетиторства столь велико, что неизбежен вывод: школа как единая национальная система с поставленными перед ней задачами не справляется. К тому, к чему она берётся подготовить учеников, она сама их подготавливать не в состоянии.

Знают ли руководители образования о разгуле репетиторства? Разумеется, знают — и он вполне их устраивает. Репетиторство снижает степень недовольства родителей: их энергия отводится в безопасное для начальства русло. Репетиторство заставляет людей платить за формально бесплатный аттестат и, поскольку изрядную часть репетиторов составляют школьные учителя, смягчает материальные проблемы учительского корпуса — и всё это не требует от Минобра никаких дополнительных усилий. Поди плохо. Нужно только не признавать, что репетитор хоть как-то причастен к успехам школы, каковы они ни есть: выросли баллы по ЕГЭ — это мы молодцы, реформаторы! А репетиторство — так, смешное порождение преувеличенных страхов нервной мамаши да лени отпрыска.

Тут самое время вернуться к развенчанию мифа об эффективности репетиторства. С тех пор как лет уже пятнадцать назад будущий советник президента по экономике и будущий противник режима Илларионов бегал по Москве с лекциями, в которых посредством парных регрессий доказывал, что рост экономики никак не связан с инвестициями, мне пора бы запомнить: нет такой белиберды, которую достаточно ушлый (или недостаточно умный) человек не смог бы обосновать эконометрически. Пора бы запомнить, а я всё удивляюсь. Вот и выводы упомянутой выше работы меня удивили: оказывается, услуги репетиторов и курсов помогают только хорошим ученикам, да и тем чуть-чуть; ребятам же с низкой успеваемостью «теневое образование» и вообще ничего не даёт (речь идёт, естественно, о баллах ЕГЭ). Будь это правдой, была бы сенсация: чтобы люди массово и стабильно платили за бесполезный товар, всё-таки нечасто увидишь. Но я склонен думать, что это на правду не похоже — во всяком случае, ни один педагог (репетитор или нет) и ни один родитель в разговоре со мной не счёл такие выводы хотя бы возможными. Авторы объясняют свой результат тем, что «ученикам, особенно слабым, бывает сложно адекватно оценить качество таких услуг и, соответств

У партнеров

    «Эксперт»
    №4 (972) 25 января 2016
    Россия Иран
    Содержание:
    Как разложить иранский пасьянс

    Снятие санкций с Ирана серьезно меняет расклад сил на Ближнем Востоке. Больше всего эти изменения бьют по Саудовской Аравии

    Реклама