Падение бриллиантов

Русский бизнес
Москва, 25.01.2016
«Эксперт» №4 (972)
Макроэкономическая нестабильность и отсутствие рекламы привели к резкому падению мирового спроса на бриллианты и кризису сбыта алмазов. Ювелиры предсказывают, что если рыночная ситуация не изменится, то «лучшие друзья девушек» будут стоить как дешевая бижутерия

Мировая алмазно-бриллиантовая индустрия переживает далеко не блестящие времена. «Лучшие друзья девушек» все меньше пользуются спросом, розничные продажи стремительно падают, а ювелирные рынки перенасыщены мелкими недорогими камнями. В условиях перепроизводства и кризиса сбыта ведущие игроки отрасли вынуждены снижать цены и сокращать объемы добычи алмазного сырья. Как отмечают диамантеры, на рынок давит не только всеобщая макроэкономическая нестабильность, но и ряд других специфических, но весьма существенных факторов. В том числе отсутствие имиджевой рекламы по продвижению бриллиантов как уникальной и вечной ценности, а также наступление искусственно выращенных алмазов ювелирного качества, производство которых уже намного дешевле природных. По мнению ряда отраслевых аналитиков, сегодня это проблема номер один. Они также прогнозируют, что и 2016 год не принесет для индустрии позитивных новостей. И если не принять серьезных мер по изменению ситуации, то не исключено, что в ближайшей перспективе символ любви, богатства и власти будет продаваться по цене дешевой бижутерии, а мировая алмазодобыча упадет на 20–30%.

Китай надежд не оправдал

Беспокойство экспертов вполне оправданно. Алмазная индустрия, некогда взлетевшая благодаря техническому спросу на самый твердый минерал, теперь развивается исключительно за счет ювелирных украшений, —алмазы для промышленных нужд дешевле синтезировать, чем добывать натуральные. Сегодня в технических целях используется 99% искусственных алмазов, которые впервые появились 65 лет назад, а 95% природного сырья приходится на ювелирный спрос. При этом в периоды экономических спадов потребители в первую очередь стараются экономить на предметах роскоши. А падение спроса на бриллианты отражается на всей индустриальной цепочке и приводит к сокращению поставок сырья производителями алмазов. Например, в кризисном 2009 году, когда спрос спикировал на 40%, цены упали на 20%, а мировая добыча алмазов рухнула почти на треть. С тех пор отрасли так и не удалось достичь уровня середины 2000-х годов, когда из недр ежегодно извлекалось по 176 млн карат этого сырья. Так, в 2014 году в мире было добыто 131,1 млн карат алмазов на сумму 13,8 млрд долларов, из которых 125 млн карат — ювелирного качества. Их обработка и огранка оценивается в 23 млрд долларов, а годовой объем рынка розничных продаж украшений с бриллиантами составляет около 75 млрд долларов. При этом за 2013–2014 годы средняя мировая цена за необработанные алмазы упала на 7%, составив в начале 2015 года 103 доллара за карат. Этому, в частности, поспособствовало закрытие Антверпенского алмазного банка (Antwerp Diamond Bank), после чего у алмазодобытчиков возникли проблемы с ликвидностью.

Основная причина нынешнего кризиса в отрасли — сильное торможение экономики Китая, который еще недавно рассматривался как ключевой драйвер глобального алмазно-бриллиантового рынка, поскольку китайцам удалось привить западную культуру потребления бриллиантов. Диамантеры рассчитывали, что спрос на ю

У партнеров

    «Эксперт»
    №4 (972) 25 января 2016
    Россия Иран
    Содержание:
    Как разложить иранский пасьянс

    Снятие санкций с Ирана серьезно меняет расклад сил на Ближнем Востоке. Больше всего эти изменения бьют по Саудовской Аравии

    Реклама