Выезд на ровную дорогу

Эксперт-авто
Москва, 25.01.2016
«Эксперт» №4 (972)
За 2015 год российский авторынок сократился более чем на треть. Однако есть надежда, что в наступившем году он вырулит на ровную дорогу: участники рынка прогнозируют стабилизацию и предполагают, что если продажи и будут сокращаться, то уже не так сильно

Ушедший год для российского автомобильного рынка, пожалуй, стал одним из самых тяжелых в новейшей истории. По результатам года рынок был отброшен на пять лет назад: согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых автомобилей сократились на 35,7% по сравнению с предыдущим годом, до 1,6 млн. единиц, что почти соответствует уровню кризисного 2009-го (см. график 1). Впрочем, могло быть еще хуже. В начале прошлого года рынку предрекали падение и на 50, и на 60%, но продажи худо-бедно удержались от столь драматического обвала.

Наиболее тяжелыми для автомобильного бизнеса оказались первые месяцы года. После падения курса рубля в конце 2014-го люди, справедливо опасаясь повышения цен, бросились в автосалоны скупать еще не подорожавшие автомобили. В результате в декабре 2014-го было продано рекордное число машин — 270 тыс., на 2% больше по сравнению с декабрем 2013-го (см. график 2).

После периода столь ажиотажного спроса первая половина 2015 года ознаменовалась настоящим провалом. Самые значимые падения, в частности, были зафиксированы в марте и апреле, когда сокращение продаж составило соответственно 42,5 и 41,5% (140 и 132 тыс. машин). Но в середине года ситуация начала выправляться. В первые летние месяцы сокращение рынка составляло менее 30% (в июне — минус 29,7%, или 140 тыс. машин, в июле — минус 27,5%, или 131 тыс. машин). А в августе падение составило уже менее 20% (минус 19,4%, или 139 тыс. машин). Впрочем, осенью продажи вновь покатились вниз — от минус 28,6% в сентябре (141 тыс.) до минус 42,7% в ноябре (131 тыс.). Но даже при плохих показателях декабря (минус 45,7%, 146 тыс. машин) рынку по итоговым средним показателям года все же удалось вырулить на не слишком провальные позиции — минус 35,7%.

Удержаться от более серьезного падения удалось благодаря двум ключевым факторам. Во-первых, большинство автопроизводителей, естественно, в ущерб своей прибыли, воздержалось от кардинального пересмотра рублевых цен на свою продукцию. По данным компании «Автостат», в среднем подорожание машин в ушедшем году составило 25%, в то время как рубль по отношению к доллару за последние полтора года упал более чем вдвое.

Вторым фактором поддержки стали государственным меры. В прошлом году власти потратили 24 млрд рублей на программы поддержки, включающие в себя льготное кредитование, лизинг и программу утилизации. В результате почти каждый третий автомобиль (всего около 600 тыс. машин) был реализован по программам госпомощи. «Госпрограммы действительно помогли авторынку, — говорит Александр Дьяконов, представитель транспортно-логистической компании FM Logistic. — Например, программа обновления легкового автопарка, предусматривающая скидки от 40 тысяч до 350 тысяч рублей в зависимости от типа машины на покупку нового автомобиля при утилизации старого или при использовании схемы “трейд-ин”. Она была запущена в сентябре 2014 года и потом несколько раз продлевалась. Еще две программы запущены с апреля 2015-го — льготное автокредитование и автол

У партнеров

    «Эксперт»
    №4 (972) 25 января 2016
    Россия Иран
    Содержание:
    Как разложить иранский пасьянс

    Снятие санкций с Ирана серьезно меняет расклад сил на Ближнем Востоке. Больше всего эти изменения бьют по Саудовской Аравии

    Реклама