«Акула» у берегов Индии

Русский бизнес
МОДНАЯ ИНДУСТРИЯ
«Эксперт» №5 (973) 1 февраля 2016
Российские одежные брэнды Acoola Kids и Infinity Lingerie выходят на индийский рынок. Это часть новой, экспортной, стратегии их акционера АФК «Система»
«Акула» у берегов Индии

В Индию российских «акул»:  марки Acoola Kids (детская одежда) и Infinity Lingerie (женское белье) — запустят сами индусы. Бизнес-гигант Tata Group в этом году открывает новое для себя направление — интернет-торговлю, причем с присущим ему размахом: подразделению Tata UniStore Ltd. поручено раскрутить 100 монобрэндовых магазинов. В эту сотню попали и две марки из России. Продажи стартуют во втором квартале.

Как подчеркнули в пресс-службе АФК «Система», которой принадлежит 40% акций компании Concept Group (владеет Acoola Kids и Infinity Lingerie), речь идет лишь о пилотном проекте. Однако председатель совета директоров «Системы» Владимир Евтушенков заявил телеканалу «Россия 24», что этот «пилот» может положить начало большой стратегии по продвижению холдинга в Азию, включая Китай и арабские страны. «Система» надеется экспортировать также свой главный актив в ритейле — сеть магазинов «Детский мир». С этой целью 23% акций сети были в начале года проданы Российско-китайскому инвестфонду (РКИФ) за 9,75 млрд руб., кроме того, не исключается ее  выход в будущем на Гонконгскую биржу.

Еще недавно экспортная стратегия «Системы» строилась только на интересах «Детского мира». Ритейлер динамично развивается (прирост выручки за девять месяцев 2015 года составил 34%, чистой прибыли — 7,2%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), насчитывает 425 магазинов и, по словам Владимира Евтушенкова, близок к монополии. Да и сам «детский» рынок, растущий быстрее других, через год-два может достигнуть потолка. Поэтому сделка с РКИФ с целью привлечь стратегического партнера по продвижению «Детского мира» в Китай планировалась еще осенью 2014 года, но была отложена.

Тогда же «Система» рассчитывала приобрести «детский» брэнд Acoola Kids в качестве частной марки для своего ритейлера. Однако Concept Group продавали общим пакетом, и в итоге «Система» стала совладельцем одежного ритейла — портфеля брэндов с тремя сотнями магазинов, общей выручкой в 4–5 млрд рублей (по разным оценкам) и долгом в 0,9 млрд.

Эта отрасль вообще переживает сильнейший спад в нынешний кризис. По данным Fashion Consulting Group (FCG), на фоне слабого рубля цены на модные коллекции 2015–2016 годов в российских сетях одежды массового сегмента выросли на 20–60%. Спрос упал, что привело к закрытию многих магазинов (см. график). При этом международные вертикальные брэнды смогли не повышать цены в России за счет своих основных рынков сбыта и не закрывали здесь магазины. В такой ситуации единственным источником роста для отечественных игроков является выход на внешние рынки. Впрочем, что касается Индии, то, по мнению генерального директора FCG Анны Лебсак-Клейманс, именно там у наших производителей шансов на успех меньше всего. Индия располагает национальной текстильной базой, швейными производствами, и у российского брэнда, отшиваемого в основном в странах ЮВА, ни ценовых, ни качественных преимуществ там быть не может, за исключением разве что «европейского» дизайна.

Более оптимистичен Эдуард Остро