Индия никуда не денется

Русский бизнес Аналитическая компания Stratfor, считающаяся рупором амеиканского ВПК, распространила доклад, в котором предрекла «стремительное ослабление позиций России на рынке вооружений Индии»

Весь его смысл сводится к тому, что Индия становится крупнейшим покупателем оружия в мире, на долю которого приходится 15% всего глобального импорта военной техники. Но Россия, еще недавно контролировавшая 70% всех поставок оружия в эту страну, уже совсем скоро потеряет свое доминирующее положение, а ее место займут США, Франция, Южная Корея и Израиль. «Сразу несколько сделок между Москвой и Нью-Дели находятся на грани срыва», — говорится в докладе. Это длящаяся уже почти десять лет программа создания транспортного самолета MTA общей стоимостью один миллиард долларов, а также совсем недавний проект по организации производства в Индии свыше ста вертолетов Ка-226Т. «Причина в том, что Нью-Дели требует, чтобы половина компонентов вертолетов производилась в Индии, а Москва с этим не согласна. Поэтому индийцы вынуждены обращаться к другим странам, которые пойдут на ее условия», — пишут аналитики Stratfor.

На первый взгляд, именно так все и происходит. Целый ряд контрактов в области боевой авиации Индия заключила не с Россией, а с США и Францией. Взять хотя бы только что подписанное соглашение о покупке у Парижа 36 истребителей Rafale. Правда, изначально речь шла о 126 самолетах почти на 22 млрд долларов, но потом контракт усох почти в три половиной раза. Причем не только из-за экономии денег, но и вследствие отказа Парижа передать критические технологии и нести ответственность за производственный процесс. И понятно почему. Индийская промышленность технологически не готова самостоятельно выпускать сложную технику: инженерные и конструкторские школы там только формируются. Нет в Индии и той культуры производства, которая должна быть в ВПК, что приводит к постоянному срыву сроков в реализации совместных программ. Единственная страна, которая помогает Индии все это создать, — Россия. Мы передали Индии лицензию на производство свыше сотни Су-30 и помогли организовать их выпуск. Более того, конструкторы двух стран вместе завершили первый этап НИОКР по созданию истребителя пятого поколения FGFA. Наша страна создала с Индией СП Brahmos по производству сверхзвуковых крылатых ракет, а сейчас ведет работы по совместной разработке и гиперзвуковых средств поражения. Наконец, мы уже выразили готовность помочь индийцам создать собственный авианосец. Но проблема в том, что Индия никуда не торопится и закупки по линии ВТС в России не форсирует, что связано особенностями менталитета индийских переговорщиков. Так, в ходе декабрьского визита премьер-министра Индии Нарендры Моди в Москву планировалось подписать пакет контрактов на 7 млрд долларов. Но объявили лишь об одном — по выпуску в Индии тех самых вертолетов Ка-226. Однако столь скромный результат не показателен.

Буквально на днях стало известно, что индийская HAL и компания «Сухой» достигли нового соглашения о разработке FGFA, снизив смету проекта. Теперь вместо 5,5 млрд долларов каждая из сторон вложит по 4 млрд. При этом в первый год будет инвестировано по 500 млн долларов. Подписание этого документа открывает до


spam@petrov.vodka