Профиль фискального риска

Экономика и финансы
НАЛОГИ
«Эксперт» №5 (973) 1 февраля 2016
Объединение таможенной и налоговой служб под крылом Минфина вселяет надежду на построение единой прозрачной системы сбора бюджетных денег. Но для нормальной работы фискальным властям придется выбирать между необходимостью стимулировать внешнеэкономическую деятельность и привычкой пополнять казну любой ценой
Профиль фискального риска

Федеральная таможенная служба (ФТС) России вскоре утратит полномочия по сбору таможенных платежей, сохранив за собой в основном функции контроля, досмотра и оперативно-розыскной деятельности. Президент Владимир Путин 15 января подписал указ, передающий право администрировать и собирать платежи в сфере таможенного дела Минфину, то есть подчиненной ему Федеральной налоговой службе (ФНС). Тем же указом за Минфином закреплена и сама таможня, прежде имевшая статус самостоятельного госоргана и собиравшая для бюджета около половины того, что приносит обычно ФНС (в 2013 году — 6,565 и 11,3 трлн рублей соответственно). По сути дела, на наших глазах меняется вековой уклад: теперь брать деньги у шлагбаума будет не тот, кто его открывает, а сами казначеи. Через руки инспекторов новой единой службы на базе ФНС теперь будет проходить до 95% всех собираемых бюджетных средств. По мнению президента, создание единого механизма для фискальных органов позволит дополнительно собирать в бюджет сотни миллиардов рублей, которые сейчас государство теряет из-за использования участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) различных серых и черных схем при уплате пошлины. В предпринимательском сообществе решение восприняли сдержанно. С одной стороны, они давно добивались создания «единого окна» и прозрачных правил игры на таможне. Однако пока нет уверенности, что традиционная строгость Минфина в отношении денег не приведет к усложнению прохождения товаров через границу, а значит, к еще большему усилению теневого сектора экономики.

Верните НДС!

Большинство предпринимателей склоны больше доверять налоговой инспекции, чем таможне, как раз потому, что первой удалось за последние годы существенно упростить процедуру администрирования налогов, повысить эффективность контроля за счет перевода документооборота в электронный вид и введения системы профилактики нарушений. Инспектор, прежде чем карать, поможет выявить и устранить ошибку, чего не скажешь о таможне (впрочем, там все обычно оформляют специальные брокеры).

«Создание электронного документооборота позволило повысить прозрачность всего процесса, что уменьшило количество злоупотреблений и ошибок со стороны предпринимателей и налоговиков, — говорит руководитель экспертного центра при уполномоченном по защите прав предпринимателей при президенте РФ Анастасия Алехнович. — Поэтому предприниматели рассчитывают на создание столь же прозрачной системы и для таможенных процедур, на введение предупредительного принципа в отношении участников ВЭД».

Предпринимательские объединения давно сотрудничают с таможней по поводу упрощения таможенных процедур, и небезуспешно. Например, удалось существенно, с 50 до нескольких единиц, сократить перечень документов, необходимых для подтверждения происхождения и стоимости товара. Это была серьезная победа, ведь у нас все платежи делаются до прохождения товара через границу, а значит, чем больше документов, тем больше он стоит. Но это, как и многие другие послабления, оказалось победой важной, н