Парадоксы импортозамещения от Toshiba

Русский бизнес
СТРАТЕГИЯ
«Эксперт» №6 (974) 8 февраля 2016
Компания-легенда в сегменте бытовой электроники реструктурирует свой бизнес в пользу b2b-направлений. Генеральный директор «Тошиба Рус» утверждает, что инфраструктурная экспансия способствует курсу на импортозамещение, поскольку создает основу для современной промышленной базы России
Парадоксы импортозамещения от Toshiba

В конце прошлого года в СМИ «неожиданно» прокатилась информация, взбудоражившая многих игроков электронного рынка: японская Toshiba уходит с потребительского рынка России. Привыкшие соотносить эту торговую марку прежде всего с качественной телевизионной и бытовой техникой, а также с ноутбуками потребители решили, что это еще один сигнал в рамках тренда на уход крупных электронных вендоров из-за проблем, связанных преимущественно с девальвацией рубля и общим ухудшением состояния экономики России.

Хотя эти причины, безусловно, значимы, решение японцев было вовсе не конъюнктурным. Уже в конце 2014 года представители компании заявляли, что распродают остатки складских запасов, а новые поставки будут осуществлять только независимые компании, торгующие бытовой техникой, в рамках заключенных ранее договоров с отдельными партнерами. При этом представительство Toshiba брало на себя ответственность за выполнение всех сервисных и гарантийных контрактов по продукции компании и гарантировало, что обязательства перед российскими ретейлерами будут полностью выполняться. Причем связана такая политика вовсе не с резким ослаблением российской валюты, а с начавшейся еще в начале десятилетия реструктуризацией всего консьюмерского направления глобальной Toshiba и смещением ее интересов в область инфраструктурных бизнесов, составляющих сейчас основу ее деятельности в мире.

О том, какие факторы определили необходимость такой реструктуризации и почему слово «импортозамещение» не считают ругательным в московском представительстве «Тошиба Рус», мы поговорили с его генеральным директором Хироаки Тезука

— Господин Тезука, реструктуризация бизнеса в пользу продукции b2b идет в глобальной Toshiba уже не один год. Почему именно сейчас российские партнеры болезненно отреагировали на уже известную информацию о структурных изменениях, которые касаются потребительской техники?

— Очевидно, что в связи с кризисными явлениями бизнес в России и в целом-то чувствует себя не очень уверенно, а уж в той области, что связана с потребительской продукцией, тем более. После публикации о нашем будто бы окончательном уходе из этого сегмента рынка заволновались прежде всего сервисные компании, бизнес которых во многом зависит от поддержки нашей продукции. Очевидно, они обеспокоены возможностью прекращения, к примеру, поставок комплектующих, каких-то деталей и соответственно сужения их оборотов. Но мы заверили их, что все наши обязательства по поддержке и сервису продолжим выполнять по-прежнему. Это одна сторона дела. Другая заключается в том, что у нас существуют и другие потребительские направления, которые активно развиваются, к примеру это внешние жесткие диски, флешки, карты памяти. Коммерческие пути продажи такого рода продукции Toshiba в России хорошо налажены, и мы как представительство вовсе не собираемся вмешиваться в этот успешно работающий бизнес, что-то ограничивая. Так что и здесь нашим партнерам нечего беспокоится.

— Наверное, сыграла свою роль и историческая память пользователе