Многоразовый конкурент

Русский бизнес
Москва, 15.02.2016
«Эксперт» №7 (975)
Если Россия не включится в борьбу с американцами в деле создания многоразовых ракет, то в ближайшей перспективе мы рискуем потерять свои позиции на мировом рынке космических запусков

В ближайшее время в России начнутся научно-исследовательские разработки по созданию ракеты-носителя с многоразовой первой ступенью. Проектом под названием «Авангард» / «Флагман» будут заниматься специалисты головного института Роскосмоса — ЦНИИмаша. Им предстоит не только проработать варианты создания такой ракеты, но и просчитать все преимущества и недостатки различных решений по возвращению на Землю первой ступени. Сегодня существует три способа ее спасения: парашютно-реактивный, крылатый и ракетодинамический. Эксперты должны оценить техническую состоятельность каждого из них в отдельности и всего проекта в целом. В частности, необходимо рассчитать стоимость и сроки создания многоразовой ракеты. После этого будет определен порядок дальнейших работ, включая натурную отработку технологий спасения первой ступени с использованием летного демонстратора. Практическая реализация программы и построение такого носителя могли бы стать достойным ответом России на успешные усилия американцев, которые они предпринимают в этом же направлении. Речь идет главным образом об испытаниях многоразовой ракеты Falcon 9, которые проводит компания Илона Маска — SpaceX. Однако повторить ее успехи, во всяком случае в ближайшие годы, нам вряд ли удастся. 

Маск и его обещания

Компания SpaceX, основанная в 2002 году, сегодня одно из двух предприятий США, строящих ракеты, чтобы положить конец зависимости NASA от российских носителей для транспортировки к МКС. Но отличие детища Маска в том, что он не полагается на заокеанских поставщиков, тогда как основной провайдер американских запусков — United Launch Alliance (ULA) — использует на своих носителях ракетные двигатели из России. При этом космические запуски по заказу американского правительства ULA продает по 380 млн долларов каждый. У SpaceX же такие полеты сейчас обходятся в 133 млн. А запуски для других клиентов, без особых требований NASA, SpaceX проводит и вовсе за 60 млн долларов. Но Илон Маск на этом останавливаться не намерен. Он уже давно амбициозно заявляет, что расходы на космический полет можно сократить как минимум в десять раз и даже более и тем самым значительно снизить стоимость доставки грузов на орбиту. Свою арифметику основатель SpaceX объясняет тем, что строительство многоразовой ракеты Falcon 9 обходится в 60 млн долларов, а топливо, требующееся для полета, стоит всего 200 тыс. долларов. Если же спасти первую ступень и использовать ее снова, то можно существенно сэкономить, так как расходы на ее производство составляют примерно 70% от стоимости всей ракеты: порядка 40 млн долларов. В минувшем декабре обещание Маска чрезвычайно удешевить космические полеты стремительно приблизилось к реализации. Первая ступень Falcon 9 после неудачной посадки на плавучую платформу в океане в апреле прошлого года и аварийного взлета в июне наконец успешно приземлилась. Это достижение SpaceX последовало за удачной посадкой корабля New Shepard компании Blue Origin, принадлежащей Джеффу Безосу. Однако полет Falcon 9 протекал

У партнеров

    «Эксперт»
    №7 (975) 15 февраля 2016
    Что поесть в кризис
    Содержание:
    Риски мирового декаданса

    Кризис в международных взаимоотношениях приводит к разгулу пропаганды и дает третьим силам возможность играть на противоречиях великих держав. В начале XX века похожая ситуация спровоцировала Первую мировую войну

    Главная новость
    Международный бизнес
    Потребление
    Реклама