Адресный разбор завалов

Русский бизнес
Москва, 22.02.2016
«Эксперт» №8 (976)
Вслед за поддержкой легкой промышленности правительство занялось разработкой специальных антикризисных мер в отношении вагоностроения и черной металлургии. В обеих отраслях значительная роль отводится поддержке экспорта

Россия будет расширять свой несырьевой экспорт. Во всяком случае, именно такая цель была поставлена на прошедших недавно правительственных совещаниях. В Твери (там расположен Тверской вагоностроительный завод — единственный в стране производитель пассажирских вагонов) под руководством главы правительства Дмитрия Медведева и министра промышленности и торговли Дениса Мантурова собрались вагоностроители. А в Магнитогорске, одном из крупнейших отечественных центров черной металлургии, вице-премьер Аркадий Дворкович провел совещание с металлургами.

Меры государственной поддержки вагоностроения будут включать в себя введенный с начала этого года запрет на эксплуатацию вагонов с продленным сроком службы и субсидирование инвестиционных проектов по производству «инновационных» грузовых вагонов. Не обойдут вниманием и потребителей вагонов — перевозчиков. Предполагается возмещать операторам часть стоимости новых вагонов — на эти цели в бюджет заложено 7 млрд рублей (примерно по 300 тыс. руб. на вагон), и ожидается, что будут разработаны меры по тарифному стимулированию покупки вагонов. Сейчас, напомним, уже действует скидка на порожний пробег для вагонов нового поколения.

В Магнитогорске речь шла о стимулировании внутреннего спроса на сталь через поддержку потребителей металлопродукции: автопрома, транспортного машиностроения, сельхозмашиностроения и строительной отрасли.

Кроме того, Аркадий Дворкович пообещал металлургам оказать всяческое содействие экспорту их продукции, как при реализации совместных инвестиционных проектов в других странах, так и через поиск компромиссов с зарубежными государствами в вопросах антидемпинговых расследований.

Надежда на рост

Транспортное машиностроение уже не первый год пребывает в кризисе. После бурного роста 2000-х, когда вагоностроители ставили рекорды по объемам производства, наступил резкий спад. Рынок оказался затоварен, на железнодорожных путях образовался колоссальный профицит подвижного состава. Уже в 2014 году это привело к сильному спаду спроса на новые вагоны и, как результат, к падению объемов производства.

В прошлом году кризис отрасли наложился на сложное для всей экономики страны время: падал объем промышленного производства, снижались перевозки железнодорожным транспортом. Для вагоностроения это обернулось настоящим кошмаром. В 2015 году было выпущено менее 30 тыс. грузовых вагонов против 71 тыс. в локальном максимуме 2012-го. «Столь значительное снижение спроса было обусловлено существующим профицитом вагонов на сети РЖД, низкими ставками за предоставление вагонов, а также ростом цен на грузовые перевозки, что, в свою очередь, вызвано значительным удорожанием материалов и комплектующих», — говорит главный эксперт-аналитик отдела исследований транспортного машиностроения Института проблем естественных монополий Игорь Скок.

Профицит подвижного состава на пике в 2014 году оценивали примерно в 280 тыс. единиц — это четверть всего парка грузовых вагонов страны на тот момент. За 2015-й ситуация несколько улучшил

Как не рассыпать мусор по дороге
Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
В ожидании вала банкротств
Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
Очень, очень плохой банк
ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать

У партнеров

    Сеанс институциональной магии

    Популярный тезис о необходимости структурных реформ превратился в удобную отговорку для авторов неэффективной экономической политики. Стимулы для роста экономики лежат совсем в другой плоскости

    Повестка дня
    Главная новость
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    Реклама