Адресный разбор завалов

Русский бизнес / ГОСПОДДЕРЖКА ПРОМЫШЛЕННОСТИ Вслед за поддержкой легкой промышленности правительство занялось разработкой специальных антикризисных мер в отношении вагоностроения и черной металлургии. В обеих отраслях значительная роль отводится поддержке экспорта

Россия будет расширять свой несырьевой экспорт. Во всяком случае, именно такая цель была поставлена на прошедших недавно правительственных совещаниях. В Твери (там расположен Тверской вагоностроительный завод — единственный в стране производитель пассажирских вагонов) под руководством главы правительства Дмитрия Медведева и министра промышленности и торговли Дениса Мантурова собрались вагоностроители. А в Магнитогорске, одном из крупнейших отечественных центров черной металлургии, вице-премьер Аркадий Дворкович провел совещание с металлургами.

Меры государственной поддержки вагоностроения будут включать в себя введенный с начала этого года запрет на эксплуатацию вагонов с продленным сроком службы и субсидирование инвестиционных проектов по производству «инновационных» грузовых вагонов. Не обойдут вниманием и потребителей вагонов — перевозчиков. Предполагается возмещать операторам часть стоимости новых вагонов — на эти цели в бюджет заложено 7 млрд рублей (примерно по 300 тыс. руб. на вагон), и ожидается, что будут разработаны меры по тарифному стимулированию покупки вагонов. Сейчас, напомним, уже действует скидка на порожний пробег для вагонов нового поколения.

В Магнитогорске речь шла о стимулировании внутреннего спроса на сталь через поддержку потребителей металлопродукции: автопрома, транспортного машиностроения, сельхозмашиностроения и строительной отрасли.

Кроме того, Аркадий Дворкович пообещал металлургам оказать всяческое содействие экспорту их продукции, как при реализации совместных инвестиционных проектов в других странах, так и через поиск компромиссов с зарубежными государствами в вопросах антидемпинговых расследований.

Надежда на рост

Транспортное машиностроение уже не первый год пребывает в кризисе. После бурного роста 2000-х, когда вагоностроители ставили рекорды по объемам производства, наступил резкий спад. Рынок оказался затоварен, на железнодорожных путях образовался колоссальный профицит подвижного состава. Уже в 2014 году это привело к сильному спаду спроса на новые вагоны и, как результат, к падению объемов производства.

В прошлом году кризис отрасли наложился на сложное для всей экономики страны время: падал объем промышленного производства, снижались перевозки железнодорожным транспортом. Для вагоностроения это обернулось настоящим кошмаром. В 2015 году было выпущено менее 30 тыс. грузовых вагонов против 71 тыс. в локальном максимуме 2012-го. «Столь значительное снижение спроса было обусловлено существующим профицитом вагонов на сети РЖД, низкими ставками за предоставление вагонов, а также ростом цен на грузовые перевозки, что, в свою очередь, вызвано значительным удорожанием материалов и комплектующих», — говорит главный эксперт-аналитик отдела исследований транспортного машиностроения Института проблем естественных монополий Игорь Скок.

Профицит подвижного состава на пике в 2014 году оценивали примерно в 280 тыс. единиц — это четверть всего парка грузовых вагонов страны на тот момент. За 2015-й ситуация несколько улучшил

Цены на горячекатаный прокат сегодня на 40 с лишним процентов ниже локального максимума начала 2012 года
Производство стали в России подвержено колебаниям
Экспорт грузовых вагонов из России в 2015 году
Производство грузовых вагонов в России в минувшем году составило менее половины уровня докризисного 2012 года