Двое дерутся, третий не мешайся

Повестка дня 19 февраля начался очередной раунд польско-российских переговоров о взаимных разрешениях на проезд большегрузных грузовиков

Если в результате переговоров будет достигнут компромисс, то Украина, ввязавшаяся в этот конфликт с выигрышной, как ей казалось, позиции, заблокировав транзит российских дальнобойщиков, окажется единственной проигравшей стороной.

Ранее, 14 февраля, Россия запретила любое перемещение украинских грузовиков по своей территории. Это было сделано в ответ на блокаду российских дальнобойщиков на территории Украины так называемыми активистами. Власти Украины, как и в случае с энергетической блокадой Крыма, «активистам» не препятствовали, сделав вид, что эта проблема их не касается.

Момент для блокирования транзита российских грузовиков на Украине был выбран не случайно. В январе 2016 года безрезультатно закончились переговоры между Министерством транспорта России и Министерством инфраструктуры и строительства Польши о продлении разрешений на движение грузовиков между странами и транзитные перевозки из третьих стран, и с 1 февраля 2016 года движение российских грузовиков по территории Польши стало невозможным. Спор с поляками, в отличие от ситуации с Украиной, носил чисто экономический характер. Число польских дальнобойщиков, занятых в международных перевозках, в несколько раз превосходило число российских, и поляки хотели сохранить доминирование на этом рынке. Равное количество взаимных разрешений на проезд было не в интересах Польши. Добиться доминирования на рынке грузоперевозок полякам удалось довольно оригинальным способом — зачастую они вообще обходились без разрешений. Естественно, за движение по территории России без соответствующего разрешения полагался штраф, но до ноября 2014 года он составлял всего 4500 рублей для частного перевозчика. Конечно, поляков не пугали штрафы в размере 150 долларов. Но 24 ноября 2014 года в российское законодательство были внесены изменения: штрафы за проезд без разрешения были подняты и, хотя нижняя планка составляет всего 150 рублей за незначительные нарушения, но верхняя планка поднялась до 200 тыс. рублей для частных перевозчиков, что, к слову, не выше уровня штрафов в Польше за соответствующее нарушение. Польша потребовала ни много ни мало отменить изменения российского законодательства, в чем, естественно, было отказано. Поляки, не ожидавшие, что с ними могут поступить столь коварным образом, обиделись и сорвали переговоры о выдаче разрешений на 2016 год.

Российские дальнобойщики, лишившиеся возможности транзита через Польшу, попытались следовать в Западную Европу через Прибалтику, а далее на паромной переправе в Германию, создав грузовой аналог «Северного потока». Литва не чинила препятствий для транзита, но транспортная инфраструктура там не рассчитана на такое резкое увеличение грузоперевозок, и дальнобойщики застряли в многодневных очередях. Часть перевозчиков решила объехать Польшу с юга, по территории Украины, но тут как раз сыграла свою роль политика и руками «активистов» с 11 февраля эти перевозки были блокированы. Ответные меры российское правительство приняло достаточно быстро, официально запретив укр