Инфраструктурный минус

Русский бизнес / АВИАЦИЯ На фоне обостряющейся конкуренции в Московском авиационном узле у частных акционеров Шереметьево могут возникнуть сложности с окупаемостью инвестиций

Правительство России определило долю государства в уставном капитале объединенной компании, создающейся на базе аэропорта Шереметьево. Она составит 31,56% акций, а остальные 68,44% получит «Шереметьево холдинг», входящий в группу TPS Avia Holding Аркадия Ротенберга, Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько. При этом федеральный центр будет формировать совет директоров новой компании и принимать решения по всем ключевым вопросам до тех пор, пока частные акционеры не исполнят свои инвестиционные обязательства. Напомним, что TPS Avia Holding до 2018 года планирует потратить на развитие новой аэропортовой инфраструктуры более 800 млн долларов. Из этих средств 300 млн уйдет на строительство терминала B на 15 млн пассажиров в год. Это позволит увеличить пропускную способность всего аэропорта до 57 млн человек. Еще 330 млн долларов будет вложено в сооружение подземного тоннеля между северной и южной зонами на 11 млн пассажиров в год. Наконец, в 60 млн долларов обойдется грузовой комплекс мощностью 400 тонн в год. А на строительство топливозаправочного комплекса мощностью до 1 млн тонн нефтепродуктов, которое ведется вместе с «ЛУКойл-Аэро», выделяется 150 млн долларов. Государство также получит возможность продать свою долю в объединенной компании частному акционеру либо с премией 25% к рыночной оценке для целей консолидации, либо с премией 10% к текущей стоимости на момент реализации опциона. Если же инвесторы нарушат обязательства, то государство сможет предъявить свою долю к выкупу с премией 50% к ее рыночной цене. Тем не менее выручить по-настоящему большие деньги за госпакет вряд ли удастся. Более того, весьма вероятно, что и у частных акционеров могут возникнуть сложности с окупаемостью инвестиций.

Не секрет, что на нашем рынке авиаперевозок уже второй год продолжается стагнация. Пассажиропоток московского авиаузла (МАУ) по итогам прошлого года вырос меньше чем на 1%, до 77,6 млн человек. В предыдущие годы трафик увеличивался в среднем на 10–12% в год. Кроме того, идет неизбежное и в перспективе долгосрочное перераспределение пассажиропотока с высокодоходных международных линий на низкодоходные внутренние направления. Это в первую очередь может отразиться на аэропорте Шереметьево, который специализируется на международных перевозках и имеет один существенный инфраструктурный минус. Проблема в том, что растущий внутренний пассажиропоток может обеспечивать только терминал D, остальные для этого не приспособлены. «Аэропорт устроен так, что поток между внутренним и международным направлениями перераспределить невозможно. И если не провести полную реконструкцию Шереметьево, то его мощности в ближайшее время будут исчерпаны», — считает заместитель гендиректора ИК «Регион» Анатолий Ходоровский. А в Домодедово возможностей для развития внутренних перевозок значительно больше. Этому способствует более продуманная конфигурация терминального комплекса. И хотя по итогам прошлого года Домодедово уступил свое многолетнее лидерство по общему пассажиропот