Пять из ста

Специальное обозрение / РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ: «ПРОГРАММА 5-100» Программа повышения конкурентоспособности вузов должна помочь лучшим российским университетам войти в число мировых лидеров

Когда 10 февраля глава Минобрнауки России Дмитрий Ливанов представлял на заседании Общественного совета при министерстве главные задачи своего ведомства на 2016 год, среди приоритетных задач высшего образования он назвал продвижение российских университетов в рейтингах лучших мировых вузов. В текущем году, отметил министр, не менее семи из них должны попасть в топ-200 мировых (предметных) рейтингов. Конечная же цель, как известно, вывести не менее пяти университетов из числа участников проекта в сотню лучших вузов по версии трех наиболее авторитетных мировых рейтингов — Quacquarelli Symonds, Times Higher Education или Academic Ranking of World Universities.

Проект «5-100» стартовал в 2013 году. В первом этапе отбора участвовало 54 вуза, из которых победителями стали 15. Осенью прошлого года программа пополнилась еще шестью вузами. Таким образом, всего на данный момент в проекте участвует 21 высшее учебное заведение, где обучается почти 400 тыс. студентов. Отметим, что Московский и Петербургский государственные университеты изначально не участвовали в конкурсе, так как финансируются в бюджете отдельно. Объем финансирования программы на 2013–2017 годы определен в размере 60,5 млрд рублей. Предполагается, что проект будет действовать до 2020 года. Средства ежегодно распределяются среди участников «5-100» в зависимости от успешности реализуемых ими программ повышения конкурентоспособности и продвижения в мировых рейтингах.

Надо отметить, что продвижение в мировых рейтингах — цель достаточно условная. Представители вузов — участников программы, признают: очень многое зависит от субъективной оценки экспертов, эти рейтинги составляющих. Поэтому главное здесь, скорее, мотивировать вузы больше ориентироваться на мировые тренды в сфере образования и осуществить необходимую модернизацию, которая может дать позитивный импульс и науке, и экономике. Это становится очевидным, если посмотреть на общие требования, предъявляемые к участникам программы. Среди них, например, обязательства нарастить исследовательский потенциал, довести состав и качество образовательных программ и интеллектуальных продуктов до мирового уровня, интегрировать собственные инновации в профессиональное обучение, развивать общее и дополнительное образование, популяризировать науку среди детей и молодежи, стимулировать их к творческой деятельности. Важно и требование иметь в штате не менее 10% иностранных преподавателей и привлечь не менее 15% иностранных студентов — другими словами, активно интегрироваться в глобальный образовательный процесс. Ключевым является и требование повышать индекс цитирования научных статей своих сотрудников в специализированных изданиях.

Отобранные на конкурсе участники программы должны разработать «дорожные карты» — программы развития, куда помимо обязательных индикаторов, предложенных Минобром, участник добавляет и свои собственные. «Карты» рассматривает международный Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ, в который входят представите