Томский политехнический университет: лучшее — друг хорошего

Специальное обозрение / РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ: ПРОГРАММА « 5 -100» Конкурентоспособность — это умение выстроить модель непрерывного совершенствования, считает Петр Чубик, ректор ТПУ, старейшего технического вуза в азиатской части России

В марте 2015 года Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ) вошел в четверку вузов — лидеров проекта «5-100». Так оценили его работу члены Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Подтверждением мнения авторитетных российских и международных экспертов, входящих в состав совета, стал прорыв Томского политеха в топ-300 рейтинга Times Higher Education (THE) 2015 года (попадание в группу 251–300, третье место среди российских вузов) и вхождение в топ-500 рейтинга QS World University Rankings (группа 481–490, девятое место в стране). До заветных высот еще далековато, но динамика продвижения впечатляет. Еще три года назад, когда стартовал проект «5-100», этот сибирский вуз в рейтинге THE отсутствовал совсем, а в рейтинге QS находился на 607-м месте. Каковые причины успеха? Об этом мы поговорили с ректором ТПУ Петром Чубиком

— Как можно объяснить столь динамичное продвижение в рейтингах?

— Конечно, за Томский политехнический играет огромный научно-образовательный потенциал, накопленный за сто двадцать лет его истории (юбилей вуз отметит в мае нынешнего года). Достаточно сказать, что первые научные публикации сотрудников вуза (тогда Томского технологического института) в журналах Nature и Science появились еще в 1910–1912 годах. Первооткрывателем был профессор Борис Вейнберг. Но главное не в этом. К моменту старта проекта «5-100» ТПУ уже находился в движении. Стать признанным научно-образовательным центром мирового уровня — такую цель вуз поставил перед собой еще в начале 2000-х, разработав соответствующие программы развития. В 2007 году ТПУ победил в конкурсе инновационных образовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации, в 2009-м — в федеральном конкурсе на установление категории «национальный исследовательский университет». В коллективе сформировался вкус к победе, укрепилась психология лидерства, были отшлифованы умения ставить задачи и системно их решать. Конкурс 2013 года на право получения государственной поддержки для продвижения в число ведущих мировых научно-образовательных центров пришелся кстати: победа в нем подтвердила правильность стратегии развития вуза и позволила превратить абстрактную цель (достижение мирового уровня), не привязанную к датам и определенным показателям, в четкий ориентир, а движение к нему — в «дорожную карту», состоящую из набора конкретных мероприятий и плановых индикаторов.

— Какую роль в развитии вашего вуза играет проект «5-100»?

— Проект «5-100» придал новое содержание деятельности вуза. Можно сколько угодно говорить «мы хотим стать лучшими». Но когда это «лучшее» выражается во вполне осязаемых цифрах, пристегнуто к конкретным временным рубежам — это мобилизует, появляется азарт, творческий поиск, мотивация. Это как в спорте: одно дело ставить перед спортсменом задачу «когда-нибудь как-нибудь добиться наилучшего результата», совершенно другое — нацеливать его на до