Живопись несбывшейся мечты

Культура / ИСКУССТВО Выставочный проект Института русского реалистического искусства «Россия в пути» рассказывает историю становления советской технократической цивилизации

«Россия в пути» представляет живопись и графику, созданную исключительно в советский период. Это советское искусство в его кристаллизованном виде. В каждой картине легко считывается характерная устремленность в будущее: каким бы суровым и неприглядным ни было настоящее, рано или поздно наступит момент искупления, и тогда все, что было, покажется сном. Беглый осмотр выставки создает впечатление, что все советские художники, как солдаты, шагали в ногу, стараясь ничем не выделяться среди прочих. В результате создаваемые ими изображения похожи на части пазла, которые в конечном итоге должны сложиться в общую картину. Авторы демонстрируют в своих работах акт художественного самоотречения. Они не хотят воссоздать на полотне свой «богатый внутренний мир», написать шедевр «на века», а пытаются решить сиюминутную задачу — достичь максимальной объективности в запечатлении внешне скудной окружающей реальности. В этой самоотверженности, которая сопоставима с той, что была присуща иконописцам, пишущим в строжайшем соответствии с каноном, и заключается главная ценность работ этого периода.

Сравнение с иконописью напрашивается само собой. Случайные черты стерлись, и мы можем наблюдать, как историческое время, проступающее на полотнах, сливается в неразделимый поток, перетекающий из девятнадцатого столетия в двадцатое, а затем и в двадцать первое. Живопись как искусство исполняет свое предназначение. Художники зафиксировали мощный технологический рывок, который Россия совершила в советский период. Мы читаем их послание, отправленное нам из прошлого века, где главным героем выступает сверхчеловек, не знающий ни страха ни упрека, но сам себя таковым не осознающий. Он вступил в схватку с природой и пытается подчинить ее себе, словно от избытка сил. Его окружают чудо-машины, назначение которых заключается в том, чтобы сократить путь, ведущий в то время, где больше будет не о чем беспокоиться, где люди, все без исключения, будут счастливы, посвящая жизнь лишь тому, что отвечает их внутренним запросам.

Прорыв в космос явил собой высшую точку научно-технического прогресса. Иконическое изображение Юрия Гагарина кисти Андрея Плотнова являет собой образ совершенного человека. Он тот, кому удалось прорваться в будущее. На полотнах, изображающих космос и космические аппараты, краски становятся ярче и контрастнее. Художники сигнализируют: будущее уже совсем рядом — и потому они могут себе позволить отказаться от привычного аскетизма. Затем краски снова блекнут. Человек оказывается в реальности промзон, где осознает себя всего лишь частью мегамашины, бесконечно воспроизводящей материальный мир. И даже метро, которое в 1930-е могло вселять в художников романтический чувства и вдохновлять на импрессионистические полотна, превращается в бездушный механизм, перемалывающий судьбы людей.

Выставка «Россия в пути», прежде чем оказаться в залах Музея русского реалистического искусства, побывала в Италии. Сам по себе этот акт заграничной репрезентации говорит о желании восполнить культ


spam@petrov.vodka