На Балтике обостряется конкуренция

Русский бизнес
ПОРТЫ
«Эксперт» №9 (977) 29 февраля 2016
Выступая в декабре с посланием Федеральному собранию, Владимир Путин упомянул о необходимости модернизации портовой инфраструктуры страны. Многие восприняли слова президента как сигнал к переводу транзитных грузов из Прибалтики в российские порты. Власти прибалтийских республик начали бить тревогу по этому поводу еще в 2014 году, когда отношения с Россией обострились
На Балтике обостряется конкуренция

Опасения прибалтийских государств, в экономике которых российский транзит занимает важное место, понятны. В Латвии и Эстонии на долю услуг транспорта и хранения в ВВП приходится 8%, в Литве — 7,7%. Так что уход российского транзита будет означать весомые бюджетные потери и сокращение числа рабочих мест. В KMPG, например, подсчитали, что в случае потери всего транзита из России экономика Латвии потеряет 1,3 млрд евро, 2,4% налоговых поступлений, а уровень безработицы в стране поднимется на 1,1%.

Впрочем, вероятность этого сценария невелика. «Объем российского транзита через порты Балтии сейчас слишком велик, чтобы его сразу можно было перевести на российские порты. У нас просто не хватит для этого мощностей», — отмечает заместитель генерального директора по коммерческой работе ОАО «Морской торговый порт Усть-Луга» Олег Дехтярь. К чему рынку действительно стоит готовиться, так это к ужесточению конкуренции в свете замедления темпов роста и предстоящего развития порта Бронка, который на прошлой неделе начал регулярный прием контейнеровозов международной судоходной компании CMA CGM.

Торможение на Балтике

По итогам 2015 года порты Балтийского бассейна снизили темпы роста, второй раз подряд показав объем перевалки ниже общероссийского. Суммарный грузооборот в регионе увеличился на 3,2%, однако положительный результат целиком и полностью заслуга двух портов — Усть-Луги и Приморска, сумевших весьма неплохо завершить прошлый год: их грузооборот вырос на 16,1 и 11,1% соответственно. Тем временем Большому порту Санкт-Петербург (БП СПб) и порту Калининград впору бить тревогу: на двоих они растеряли порядка 15% оборота. На их фоне даже сохранившие перегрузку на прежнем уровне Выборг и Высоцк выглядят триумфаторами.

«В портах Санкт-Петербурга были проблемы с речной навигацией, что негативно повлияло на объемы экспорта нефтепродуктов, а в Калининграде — проблемы с транзитом через Белоруссию и Литву», — замечает руководитель проектов по оценке направления «финансовый консалтинг» группы компаний SRG Илья Телятников.

У прибалтов, давних конкурентов российских портовиков, прошлый год тоже был неудачным. Из-за сокращения объема перевалки сырьевых грузов и контейнеров «просели» порты Риги, Вентспилса и Таллина. Менее чувствительными оказались литовская Клайпеда и латвийская Лиепая, что обеспечило им рост чуть более чем на 5%.

 

Невосполнимая потеря

Порты Балтики всегда имели стратегическое значение. В советский период через них переваливалось порядка 35–40% экспортных грузов, а пропускная способность достигала 87 млн тонн в год. С распадом СССР стало понятно, что мирному сосуществованию на Балтике пришел конец. При этом возможности российских портов на равных конкурировать с прибалтийскими были весьма ограничены. Вместе с автономным статусом прибалтийским республикам отошли развитые портовые мощности по перевалке нефтепродуктов, угля, химии, в то время как в России возник дефицит пропускных способностей — порты Санкт-Петербург, Выборг, Приморск и Калининград были в с

Российским портам нужны инвесторы

 zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz3.jpg

Заместитель генерального директора по коммерческой работе ОАО «Морской торговый порт Усть-Луга» Олег Дехтярь:

— Грузооборот порта Усть-Луга в 2015 году достиг 87,9 миллиона тонн, показав рост на 16 процентов. 91 процент грузооборота — это нефтепродукты, газ и уголь. Генеральных грузов и удобрений, обработанных на наших терминалах в 2015 году, было перевалено 2 миллиона 143 тысячи тонн, из них удобрений — 1,38 миллиона тонн. Значительный рост, 22 процента, показали объемы перевозки грузов на паромах — в основном за счет калининградского транзита, ранее шедшего через Литву. Объемы паромных перевозок грузов за прошлый год составили 2 миллиона тонн.

Прирост генеральных грузов в 2015 году составил примерно 60 процентов, из них за счет прибалтийских грузов — не более 5 процентов. Что касается удобрений, то весь объем ранее переваливался через Ригу и Муугу. То есть в категории «генеральные грузы и удобрения» общее количество грузов, перешедших к нам из портов Балтии, составило порядка 55 процентов, но в эту статистику не вошли грузы серного терминала. Что до контейнерных перевозок, то падение составило 16 процентов, во много раз упали перевозки импортных автомобилей. В этих категориях балтийские грузы точно не помогли.

Перспективы возврата российских грузов из Балтии в отечественные порты существуют. Насколько успешны будут планы по переориентированию российского экспорта из Балтии на Усть-Лугу, будет зависеть от того, найдутся ли инвесторы, готовые вложить деньги в строительство современных терминалов. Основную часть российского экспорта составляют низкотарифные навалочные грузы, и для того, чтобы на таких грузах зарабатывать, нужно обеспечить высокую интенсивность погрузо-разгрузочных работ, а значит, применять современные технологии, требующие значительных вложений. Усть-Луга имеет огромный потенциал для увеличения объемов обработки любых категорий грузов, но особенно навалочных. Прежде всего потому, что на Балтике не так много портов, способных принимать суда класса Panamax и выше, и нет железнодорожных станций, способных обрабатывать такое количество вагонов, как станция Усть-Луга.