Броня трещит под натиском долгов

Русский бизнес / ВПК Решение о переносе производства новых боевых машин десанта из Кургана в Волгоград стало главной причиной финансового кризиса на Курганмашзаводе и спровоцировало атаку на это предприятие многочисленных кредиторов

Единственный российский производитель боевых машин пехоты — Курганмашзавод (КМЗ) — с трудом отбивается от многочисленных кредиторов. Буквально на днях в Арбитражный суд Курганской области поступил уже второй иск о признании КМЗ банкротом и назначении на предприятии арбитражного управляющего. Его подал Ковровский механический завод, которому КМЗ задолжал более 100 млн рублей, причем 81,7 млн рублей из них он уже отсудил и апелляционная инстанция это решение подтвердила. Но вот иск о банкротстве суд решил оставить без движения на том основании, что истец не полностью оплатил госпошлину. Примерно так же суд поступил и с первым иском о банкротстве КМЗ, который месяц назад подала группа МТЕ за просроченные выплаты по договорам лизинга на общую сумму 21,2 млн рублей. Его просто не приняли к рассмотрению, сославшись на особый порядок возбуждения таких дел в отношении стратегически важных предприятий ВПК. Тем не менее всем очевидно, что долго так продолжаться не может и если проблемы с долгами решить не удастся, то градообразующее предприятие Кургана ждет незавидная судьба. Сейчас в судебной картотеке насчитывается более двух десятков различных исков к КМЗ. Завод должен буквально всем, начиная с поставщиков комплектующих и оборудования и заканчивая собственными рабочими, которым постоянно задерживают зарплату. Но это лишь полбеды. Еще в декабре стало известно, что некоторые цеха КМЗ не отапливались, так как долги за газ перед «Газпромом» уже перевалили за 60 млн рублей. Тогда эту ситуацию попытался выправить губернатор области Алексей Кокорин, лично пообещав газовикам, что завод расплатится за поставленное топливо. Но этого так и не произошло, и губернатор вынужден был констатировать, что его просто «обманули».

На самом деле такие истории очень часто происходят в нашем машиностроении, особенно в последнее время. Здесь можно вспомнить и попытку Альфа-банка обанкротить Уралвагонзавод, и многие другие предприятия российской оборонки, постоянно осаждаемые кредиторами.

Но случай с КМЗ — особый. Этот завод, судя по его производственным показателям, должен не только стабильно работать, но и, вообще говоря, приносить приличный доход. Только в прошлом году КМЗ нарастил выручку почти на 5%, до 8 млрд рублей. А в нынешнем году она должна увеличиться как минимум до 9,5 млрд рублей. Сейчас КМЗ выполняет целый ряд крупных контрактов, в том числе с Минобороны России на производство 250 бронемашин БМП-3, БМД-4М и БТР-МДМ «Ракушка». Причем поставки БМП-3 военным должны начаться как раз в нынешнем году. Есть и весьма крупные контракты с нашими военными на ремонт уже эксплуатирующейся техники, а также на проведение опытно-конструкторских работ по созданию новой унифицированной платформы «Курганец-25». Объем всех этих контрактов оценивается не менее чем в 250 млрд рублей. Наконец, КМЗ не обделен вниманием и экспортных заказчиков. Известно, что завод выполняет заказы на поставку более сотни БМП-3 для Азербайджана и примерно такого же количества БМП-3Ф для Корпуса морской пе

Крупнейшие операторы грузовых вагонов в России