Отвертка по-французски

Тема недели / РАЗГРОМ АВТОВАЗА История о том, как глобальный автоконцерн спасал российский автогигант в городе Тольятти и почему это разрушило жизнь десятков предприятий и не принесло прибыли самому АвтоВАЗу

В очередной раз мы наблюдаем, как правительство, будто застигнутое врасплох, в срочном порядке пытается спасти отечественный автопром, сгладив денежными вливаниями проблемы, якобы порожденные циклическими фазами в экономике. И каждый раз эта задача неминуемо сопряжена со спасением крупнейшего автогорода России — Тольятти, практически полностью зависящего от АвтоВАЗа. До 2009 года прямые вливания в тольяттинский индустриальный гигант — миллиарды долларов инвестиций, сопоставимых с R&D-бюджетами мировых автоконцернов, — ожидаемого результата не дали. Тогда было принято решение отдать актив стратегическому инвестору из числа мировых грандов отрасли с расчетом на резкий технологический скачок в развитии отечественной автомобильной промышленности и поставить ему условия по трансферу технологий и уровню локализации. Компетентного инвестора нашли, передали контроль над заводом, дали мощнейшую господдержку (в том числе большими деньгами).

Что из этого вышло? Альянс Renault—Nissan, как и все западные транснациональные корпорации, стал действовать исключительно в интересах своего бизнеса. Похоже, он, не справившись с конкуренцией с АвтоВАЗом в самом массовом экономсегменте российского рынка легковых автомобилей, решил его купить и неспешно превратить в дешевую площадку для отверточной сборки своей продукции. Ни о каком трансфере технологий и социальной ответственности за город и речи нет. За пять лет управления АвтоВАЗом франко-японскими варягами российское машиностроение получило двукратное снижение степени локализации автопрома, потеряло более тысячи уникальных технических компетенций, закрыло свыше 250 обрабатывающих предприятий и лишилось 1,4 млн высококвалифицированных рабочих мест. А город Тольятти поставлен на грань социально-экономической катастрофы.

Город контрастов

Путь до Тольятти пролегал через аэропорт Курумоч — новенькую воздушную гавань, отстроенную структурами Виктора Вексельберга с привлечением лучших отраслевых дизайнеров. Необычно, стильно, оригинально — крученые лестницы, эркеры, много воздуха и по-настоящему хорошей эргономики в архитектуре. На видном месте поставили будку, где можно купить билеты на автобус до ближайших городов — Самары (35 км) и Тольятти (45 км). На стойке будки лежит расписание, которое предвещает недолгое ожидание ближайшего рейса. Обрадовавшись возможности дешево добраться до места назначения (проезд стоит всего 160 рублей), я вознамерился купить билет. «Один до Тольятти», — говорю я полусонным голосом улыбчивой даме в будке. И получаю, пожалуй, самый оригинальный ответ билетерши в истории общественного транспорта: «Не продам, даже не просите». — «Почему?» — «Погодите, сейчас позвоню водителю, узнаю, выехал он из Самары или нет».

Дама поговорила по телефону и сообщила дурную весть: еще даже не выехал, и когда будет здесь, неизвестно.

«Ну когда-нибудь он все-таки доедет до аэропорта? Давайте я куплю билет и дождусь его», — предлагаю я билетерше единственно логичный вариант развития событий. Но получаю еще боле