В ресторан за один клик

Русский бизнес / НОВЫЙ БИЗНЕС — Что нужно, чтобы выйти на рынок? — Прежде всего — оценить свои шансы. Понять, каков объем рынка, какую долю на нем хочешь занять, просчитать стратегию. Иметь тыл и преданных людей рядом.

Сегодня, кажется, невозможно забронировать столик в хорошем ресторане, не натолкнувшись на сервисы-посредники. Хотя в России культура бронирования не так развита, как в Европе и США, за долю этого рынка у нас борются несколько сервисов, которые оказывают услуги лидогенерации и поставляют гостей ресторанам. Все они возникли в течение последних пяти лет; уже были и слияния, и выкуп конкурентов, и уход с рынка, однако комплексной системой онлайн-бронирования никто в России пока не занимается. Конечно, те, кто был в первом эшелоне таких стартапов, продвинулись дальше других — например, «ЛеКлик».

«Смысл сервиса в том, что вы можете зайти и выбрать ресторан по интересующему набору критериев. Это не только цены, но и атмосфера, можно выбрать конкретную кухню; возможно, необходимо меню на английском. На нашем портале мы собрали более пяти тысяч московских ресторанов. Из них по агентской схеме подписано 1850 заведений. В основном у нас на портале Москва, Петербург, дальше точечно по регионам: Нижний Новгород, Екатеринбург, Казань, Сочи, сейчас вышли в Крым», — рассказывает основатель проекта Анастасия Люстина.

Если проводить аналогию с приложениями по вызову такси, где видишь на карте свободные машины, то «ЛеКлик» показывает, где есть столики. Правда, пока не везде — чтобы автоматизировать все рестораны, потребуется около года. Основатель стартапа утверждает, что удалось достичь возврата инвестиций на уровне 130%, а бизнес масштабируется на 20–25% ежемесячно (прирастает база ресторанов, количество бронирований и зарегистрированных пользователей). 

Как это работает: клиенты

Ключевой вопрос для сервиса не то, как часто человек ходит в рестораны, а готов ли он онлайн-бронировать столик. Заполняя форму для бронирования, нужно указывать минимум информации. Собственно, это то же, что вы диктуете по телефону: время, сколько человек, имя и фамилия. При желании можно заполнить еще несколько строк: есть ли какие-то пожелания, например, у вас аллергия на что-то. Или другая важная информация, которую следует учесть при обслуживании. Можете даже добавить фото. Укажите электронный адрес, и подтверждение придет на почту. В сервисе есть полезная опция: пригласить гостей. Если укажете их e-mail, они получат извещение: где вы встречаетесь, во сколько, адрес ресторана.

Система запоминает клиентов, поэтому при следующих посещениях данные вводить не нужно: при повторном визите в ресторан хостес признает в вас постоянного клиента. Даже если хостес поменяется, система все равно запомнит все ваши посещения. Признав постоянного клиента, посадят за любимый столик.

С некоторыми ресторанами у «ЛеКлик» подписано эксклюзивное соглашение о сотрудничестве. Но таких мало, поскольку заведениям это не очень выгодно. Как правило, один и тот же ресторан присутствует в нескольких сервисах, предлагающих услуги бронирования. Для полноты информации на «ЛеКлик» присутствуют и те заведения, с которыми нет никаких договоренностей. Для гостя сервис бесплатный. Если клиент пришел в ресторан через с