Запас на будущее

Повестка дня Американская корпорация Orbital Sciences вдвое увеличила заказ на российские жидкостные ракетные двигатели РД-181 для первых ступеней своих ракет-носителей Antares

В прошлом году эта компания в рамках контракта с НПО «Энергомаш» на сумму около 1 млрд долларов получила первые четыре из 60 двигателей. Теперь американцы решили реализовать опцион на закупку восьми РД-181, которые позволяют значительно увеличить грузоподъемность Antares.

Новый контракт — еще одно подтверждение того, что американский космос пока не может обходиться без помощи России. А властям США приходится закрывать глаза на противостояние между нашими странами и обходить собственные санкции. Поэтому и попытки сенатора Джона Маккейна ввести полный запрет на закупку и использование продукции «Энергомаша» не увенчались успехом. Осенью 2014 года он фактически предлагал расторгнуть контракт между «Энергомашем» и консорциумом Boeing и Lockheed Martin (ULA) до 2019 года на поставку двигателей РД-180 (более ранняя модификация) для носителей Atlas V. Соответствующее соглашение на 101 двигатель было заключено в 1997 году, и все 67 пусков РН Atlas, укомплектованные этими двигателями, прошли успешно. Благодаря этому РД-180 заслужил высочайшую репутацию среди специалистов. С помощью российских двигателей американцы запускали на околоземную орбиту не только гражданские, но и военные спутники. Неслучайно в ULA идея запретить использование РД-180 была расценена как угроза национальной безопасности страны. А в спецдокладе Пентагона отмечалось, что без этих двигателей космические запуски военных спутников после 2016 года будут сорваны. В итоге Маккейну удалось провести через Сенат свою поправку лишь с определенными оговорками. В частности, отказ от российских двигателей был отложен до 2019 года. Но это не касалось оборонного ведомства, которое впоследствии пролоббировало использование РД-181 до 2022 года. Таким образом, ограничение не затронуло соглашение между НПО «Энергомаш» и консорциумом ULA. Более того, в конце 2015-го многолетние партнеры заключили новый контракт на поставку еще 20 РД-180 до 2020 года.

Получается, что американцы запасаются российскими двигателями на случай, если к намеченному сроку — 2018 году — им не удастся создать собственный качественный аналог, о чем было объявлено в конце 2014 года. Тем более что разработка такого двигателя — весьма дорогостоящее и долгое предприятие. Например, по оценке главы РКК «Энергия» Владимира Солнцева, на создание двигателя, который сможет заменить РД-181, США потребуется более 3 млрд долларов и не менее 7–10 лет. А член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского (РАКЦ) Андрей Ионов и вовсе считает, что это бессмысленно, так как совершенно невыгодно экономически. К тому же для такой разработки у США нет соответствующей технологической школы. «В такой ситуации проще закрыть проект Atlas и создать новую ракету с новым двигателем», — говорит Ионин. Однако бизнес-интересы сегодня отодвинуты на задний план, на первое место вышла политическая составляющая. «Американцам надо во что бы то ни стало избавиться от зависимости от России в космической индустрии, и нет никаких сомнений, что они