Автосервис: оцифровать и размножить

Русский бизнес
Новый бизнес
«Эксперт» №12 (980) 21 марта 2016
Ключевой момент в принятии решения открыть бизнес: продали предыдущий, задумали начать новый, масштабируемый проект в сфере услуг, установив дополнительные критерии: расти в кризис; чтобы бизнес можно было легко поделить; чтобы емкость рынка была большой и чтобы не было валютных и таможенных рисков.
Автосервис: оцифровать и размножить

Оцифровка — новый рецепт счастья для малого бизнеса. Это когда все рабочие процессы переведены на единую облачную платформу, превращающую их в конвейер. Оцифровка — жесткий надсмотрщик и помощник одновременно. Она упорядочивает графики работы людей, поставок и передачи объектов. Клиент получает возможность в режиме реального времени следить за состоянием своего заказа. “«ВилГуд» — автосервис, устроеный так-то, call-центр у нас работает вот так”, — начал зачитывать мой супруг. Я думаю: когда он успел написать про нашу компанию? Оказалось, что это текст на сайте “Додо Пиццы” Федора Овчинникова (“Рецепт умной пиццы” назывался его кейс в журнале “Эксперт” № 38 за 2013 год) и мой муж на ходу подставлял вместо «Додо Пиццы» название нашего автосервиса», — рассказывает Барно Турсунова. То, что помогло порезать издержки, повысить КПД, покрыть пиковый спрос и ускорить развитие продавцам пиццы, сработало и для «ВилГуда», предоставляющего услуги по обслуживанию и ремонту автомобилей. Бизнес вырос в кризис. Начали в 2011-м, и сейчас у управляющей компании шесть собственных автосервисов, двадцать — открытых по франшизе и шестнадцать —оплаченных на этапе запуска.

Продажи новых автомобилей в России за три года сократились почти вдвое. Кризис на руку «неофициалам»: люди стали реже менять автомобили и по окончании гарантийного срока обслуживания, пытаясь сэкономить, уходят в скромные автосервисы. Об этом свидетельствуют и цифры: в стране около 36 тыс. частных сервисных предприятий против 4 тыс. дилерских, из которых, по расчетам аналитиков, четверть может покинуть рынок уже в этом году. Новация в управлении автосервисами помогла «ВилГуду» выйти на рынок в самое нужное время. «Если половина расходов любого автосервиса — это запчасти и от этого никуда не деться, то другой половиной можно жонглировать. Для Москвы точка безубыточности на четыре подъемника — оборот в два миллиона в месяц, но те же четыре-пять подъемников могут давать около пяти миллионов», — утверждает Барно.

Кто в деле?

Автосервисы — это либо красиво, чисто, дорого. Либо — гараж. Крупных сетей нет. Зарабатывает независимый автосервис на деталях: покупает их у оптовиков и реализует дороже, чем в рознице, — и на услугах. Владеют автосервисами в основном бывшие механики. В 90% случаях они работают на грани нуля. Организация бизнес-процессов, как правило, не их сильная сторона. Нанимать же специалистов одиночному автосервису экономически невыгодно.

Как оцифровать автосервис

За готовый автосервис Турсуновы заплатили 18 млн рублей в декабре 2011 года. Бизнес оказался убыточным, но они имели опыт предыдущих проектов, и его довольно быстро удалось вывести в плюс. Почувствовав уверенность в своих знаниях и умениях, предприниматели открыли еще две точки: «Там мы провалились, потому что оказался неподготовленным маркетинг и лидогенерация. Мы купили сервис, специализирующийся на “Мазде”, потом решили перейти к узкой специализации и купили еще сервисы “Мерседес” и “Хендай”. Выстраивая маркетинговую страте