Не итальянцам, так арабам

Русский бизнес
Авиапромышленность
«Эксперт» №12 (980) 21 марта 2016
Госкорпорация «Ростех» надеется продать крупный пакет акций холдинга «Вертолеты России» инвестфонду из Абу-Даби. На фоне затяжного падения мирового рынка и сокращения портфеля заказов холдинга это едва ли не последняя возможность привлечь инвестиции для запуска в производство новых моделей
Не итальянцам, так арабам

Уже в этом году холдинг «Вертолеты России» должен получить нового акционера. Им может стать суверенный инвестиционный фонд Mubadala, принадлежащий эмиру Абу-Даби и президенту ОАЭ Халифе бен Заеду аль-Нахьяну. Его представители уже несколько месяцев ведут переговоры с главой Минпромторга Денисом Мантуровым и руководством госкорпорации «Ростех», в которую входит вертолетный холдинг. Намерения у арабов весьма серьезные. По словам главы «Ростеха» Сергея Чемезова, они могут приобрести 20–25% акций. Сейчас весь холдинг оценивается в 3–3,6 млрд долларов, так что за блокпакет можно выручить максимум 900 млн долларов. Впрочем, не исключено, что арабы заплатят всего лишь половину этой суммы, а оставшуюся часть предоставит Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). Еще три года назад РФПИ подписал соглашение с Mubadala о совместных инвестициях в различные проекты на территории России на паритетных началах. Сейчас фонд из Абу-Даби владеет целым рядом активов примерно на 66 млрд долларов и не испытывает недостатка средств. Так что он вполне может себе позволить еще один крупный и рискованный проект, даже в такой сложной отрасли, как российское машиностроение. Впрочем, для «Вертолетов России» деньги арабов не такие уж большие, особенно если учесть, что на развитие и модернизацию производства на ближайшие годы нужны десятки миллиардов рублей. 

Третья попытка

Переговоры с Mubadala — уже третья попытка продать акции «Вертолетов России». Две предыдущие закончились провалом. Первая была предпринята еще в 2011 году. Тогда готовилось первичное публичное размещение обыкновенных акций на Лондонской фондовой бирже. В то время компания стоила, по оценкам российских инвестиционных банкиров, примерно 2 млрд долларов, а получить руководство холдинга рассчитывало более 500 млн долларов, чтобы направить их на погашение задолженности. Но, несмотря на мощную рекламную кампанию, получить справедливую цену за акции холдинга так и не удалось. А два года спустя в «Ростехе» вообще отказались от идеи IPO, вместо этого решено было привлечь стратегического инвестора. На эту роль лучше всего подходила итальянская компания AgustaWestland — дочерняя структура группы Finmeccanica. Итальянцы — гранды мирового вертолетостроения и вполне могли бы поделиться с нами новыми технологиями создания винтокрылых машин легкой и средней категорий, где наши позиции откровенно слабы. В этом самом емком и перспективном сегменте у нас до сих пор нет разнообразного и качественного предложения (модели «Ансат» и Ка-226 не в счет). Однако переговоры о вхождении AgustaWestland в капитал «Вертолетов России» успехом не увенчались. Возможно, потому, что проект сборки в России итальянских многоцелевых вертолетов нового поколения AW139 так и не был доведен до завершения. Для производства этих машин в подмосковном Томилино был построен завод HeliVert, выпустивший свой первый вертолет в 2012 году. Предполагалось, что предприятие ежегодно будет собирать из иностранных комплектующих по 15–20 машин. Но за первые полтора г