Трансформация авторитейла

Эксперт-авто
российский авторынок
«Эксперт» №12 (980) 21 марта 2016
Ведущий российский автодилер «Рольф» поглотил компанию «Пеликан-Авто», что является признаком начавшейся консолидации российского авторитейла в условиях кризиса продаж
Трансформация авторитейла

В российском авторитейле разворачивается процесс слияний и поглощений: крупнейшей сделкой последних лет стало слияние активов компании «Рольф» и «Пеликан-Авто», о котором было официально объявлено в начале марта. Сумма контракта не разглашается: как заявляют обе стороны, сделка состоялась в формате безденежного обмена акциями, в результате которого Игорь Маляров, стопроцентный владелец акций группы компаний «Пеликан-Авто» передал их компании Delance Limited (холдинговоая компания ГК «Рольф»). В результате «Пеликан-Авто» стал частью розничного подразделения ГК «Рольф», а его владелец получит в обмен миноритарный пакет акций консолидированного предприятия. О какой доли идет речь, официально пока не сообщается. «Окончательная доля, которую мы получим в компании “Рольф”, будет определена позже, — пояснил Игорь Маляров на специальной пресс-конференции. — Это будет зависеть от того, какой объем оборотного капитала будет влит в “Пеликан-Авто”, а также от результатов аудита “Рольфа” по МСФО, которые появятся в ближайшее время».

Консолидация неизбежна

Сегодня «Рольф» является крупнейшим автомобильным дилером России: компания официально продает 18 автомобильных марок, имеет 39 шоу-умов, из которых по итогам прошлого года на российские просторы уехало 80 тыс. новеньких машин. «Пеликан-Авто», в свою очередь, сильно отстает от масштабов «Рольфа»: до момента поглощения компания имела всего четыре дилерских центра, работала с тремя марками: Škoda, Nissan, BMW, а ежегодный объем продаж составлял порядка шести тысяч автомобилей.

Для «Рольфа»«Пеликан» стал привлекательным активом. Начать с того, что в портфеле крупнейшего российского дилера не было таких марок, как Nissan и BMW. Поглотив «Пеликан», «Рольф» получил право торговать машинами Nissan и Škoda, которые сейчас весьма перспективны на рынке. «В случае с “Рольфом” и “Пеликаном” объединение происходит в интересах всех сторон сделки: для “Рольфа” это хорошая инвестиция, позволяющая расширить линейку брендов, увеличить долю рынка, не ухудшив своих финансовых показателей, а для владельца «Пеликана» это возможность получить, хотя и миноритарную, долю в компании — лидере рынка с хорошей корпоративной структурой, хорошими показателями в кризис и высоким потенциалом роста бизнеса, — говорит Кирилл Кукушкин, аналитик Национального рейтингового агентства. — В отсутствие свободной ликвидности сейчас во всех сегментах рынка достаточно популярны неденежные сделки, и другие автодилеры могут последовать примеру “Рольфа” и “Пеликана”."

Представители «Пеликан-Авто» признают, что в нынешних условиях небольшим дилерским компаниям трудно выживать на рынке. «Автомобильный ритейл переживает новую фазу развития, связанную с консолидацией активов дилеров, — говорит Игорь Маляров. — Рынок сжимается, конкуренция обостряется, и консолидация дилеров неизбежна, как в крупных городах, так и в регионах. Это будет только вопрос формы: слияние, поглощение или, самое неблагоприятное, выкуп обанкротившихся предприятий».

Руководство «Рольфа» в