Кузница мастеров

Спецпроекты
УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. ОБРАЗОВАНИЕ
«Эксперт» №13 (981) 28 марта 2016
Резкий рост заказов на продукцию ульяновских машиностроителей требует соответствующего кадрового обеспечения. Поэтому в регионе выстраивается новая система подготовки технических кадров, максимально приближенная к нуждам конечного производства

Во времена СССР Ульяновская область обладала гигантским промышленным потенциалом в сфере производства самолетов и другой машиностроительной продукции. Как и в каждом регионе, для ее выпуска была создана система подготовки технических кадров, в том числе по рабочим специальностям.

В большинстве регионов в постсоветские годы все это обрушилось вместе с предприятиями, для которых готовили рабочих и техников. Парадокс Ульяновской области в том, что здесь умудрились сохранить базу начального и среднего профобразования. И сейчас, когда машиностроители вновь «на коне», региональные власти вместе с промышленными компаниями выводят систему подготовки технических кадров на новый уровень.

Резкий взлет

В последние несколько лет в Ульяновской области наблюдается индустриальный бум. Авиастроительный завод «Авиастар-СП» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию; ОАК), где еще в конце прошлого десятилетия с трудом собирали один самолет в год, в этом году уже поставил на поток производство нового российского тяжелого транспортника Ил-76МД-90А, возрождает производство Ту-204, наращивает темпы модернизации Ан-124 и максимально задействован в кооперации ОАК по самолетам МС-21, SSJ-100 и Ил-112. «Общая задача на 2016 год — реализация инвестпроектов для того, чтобы выйти на темпы производства на “Авиастаре ” не менее 12–15 самолетов в 2017–2018 годах», — обозначил, будучи в Ульяновске, перспективы «Авиастара» в сфере транспортного самолетостроения генеральный директор компании «ОАК—Транспортные самолеты» Вильдан Зиннуров. Вслед за «Авиастаром» тянутся вверх более 70 компаний, которые входят сейчас в ульяновский авиастроительный кластер.

Ульяновский мехзавод (входит в концерн «Алмаз-Антей») тоже сейчас не жалуется на недостаток заказов, в том числе из стран Ближнего Востока и Латинской Америки, на поставку ЗРК «Бук-М2Э» и ЗСУ «Шилка-М4». Ульяновский автозавод, несмотря на то, что в прошлом году авторынок России просел почти на 40%, удержал в 2015 году продажи почти на прежнем уровне и, по версии Ассоциации европейского бизнеса, поднялся с 15-й на 11-ю позицию по общему объему продаж автомобилей в России.

Не подвели и иностранные инвесторы. В 2014–2015 годах на территории Ульяновской области запущены заводы германской компании Schaeffler (автокомпоненты), французского концерна Legrand (низковольтное оборудование), германского концерна Deckel-Maho-Gildemeister (высокоточные станки). Еще 14 компаний находятся в активной фазе строительства своих предприятий (в их числе японский производитель шин Bridgestone, мексикано-германский завод по производству автокомпонентов Nemak и датское лакокрасочное производство Hempel).

Всем этом предприятиям, естественно, нужны кадры. У «Авиастара», например, существует целая программа по переселению в Ульяновск авиастроителей, работавших на авиазаводах в Узбекистане и на Украине. Однако полностью утолить кадровый голод возможно только за счет выращивания собственных специалистов.

Дуальное образование

Профессиональное образование