Спасенные крылья России

Спецпроекты
ульяновская область
«Эксперт» №13 (981) 28 марта 2016
Ульяновский авиакластер поможет России стать не просто авиационно самодостаточной, но и упрочить свое положение на мировом авиарынке
Спасенные крылья России

Еще буквально несколько лет назад многие в российской политической элите не видели смысла в развитии собственного гражданского и транспортного самолетостроения. Казалось, что проще и разумнее закупать «боинги» и «аэробусы». Однако резко изменившаяся международная ситуация, режим санкций и экономический кризис с новой остротой поставили вопрос о необходимости импортозамещения и развития внутри страны собственных современных форм производства. К счастью, в отношении авиастроения это не пришлось делать с чистого листа.

Благодаря губернатору Сергею Морозову удалось сохранить уникальное предприятие «Авиастар», спецификой которого сегодня является производство отечественных тяжелых транспортных самолетов для гражданской и военной авиации. На «Авиастаре» не только сохранено уникальное для Европы оборудование, это предприятие сегодня является центром прикладных компетенций.

АО «Авиастар-СП» способно выпускать до 50 самолетов в год. По ряду компонентов предприятие уступает только корпорации Boeing. Согласно госпрограмме, «Авиастар» до 2020 года должен построить и передать российскому Министерству обороны 39 тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А (создан в рамках проекта «Изделие 476»). Это новейшая версия знаменитого ильюшинского тяжелого транспортника Ил-76, который в свое время производился в Узбекистане на Ташкентском авиационном производственном объединении им. Чкалова. Стоимость контракта, по открытым данным, — 140 млрд рублей, небывалая сумма разового заказа для российских авиастроителей в постсоветский период. На «Авиастаре» началась масштабная модернизация, которая позволит к 2020 году снизить трудоемкость изготовления серийных «Ил-476» более чем в четыре раза по сравнению с самолетами установочной партии; интенсивно набирается и обучается персонал, в том числе из Украины и Узбекистана.

Первые три серийных Ил-76 МД 90А уже поступили военным заказчикам. Повышенный интерес к новым российским воздушным грузовикам проявляют Казахстан, Алжир и ЮАР. Кроме того, к 2024 году, по планам Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в Ульяновске должно быть развернуто серийное производство нового российского сверхтяжелого военно-транспортного самолета «Ермак», который российская компания «Авиационный комплекс им. Ильюшина» планирует разрабатывать на замену Ан-22 «Антей» и Ан-124 «Руслан». «Авиастар» также определен производственной площадкой для финальной сборки среднего военно-транспортного самолета грузоподъемностью 20 тонн. Параллельно ульяновский завод модернизирует «Русланы», находящиеся в эксплуатации российских силовых ведомств и международных перевозчиков, и в этом году должен построить два самолета Ту-204 для Управления делами президента РФ. Плюс к этому предприятие задействовано в программе внутренней кооперации ОАК. Для самолета SSJ-100 в Ульяновске делают интерьер, для ближнее-среднемагистрального лайнера МС-21, с которым связывают будущее магистральных перевозок в России, — фюзеляжные панели, подкилевой отсек, вертикальное и гориз

Слагаемые кластера

Основу кластера составляют мировые, российские отраслевые лидеры и крупнейшие научно-исследовательские и образовательные структуры:

— ООО «Авиакомпания “Волга-Днепр”»;

— АО «Авиастар-СП»;

— АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения»;

— ЗАО «Аэрокомпозит-Ульяновск».

— Федеральное ГБОУ высшего профессионального образования «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)»;

— ОАО «Ульяновский научно-исследовательский институт авиационной технологии и организации производства»;

— Ульяновский научно-технологический центр — филиал ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов»;

— Областное ГБОУ среднего профессионального образования «Ульяновский техникум приборостроения»;

— Областное ГБОУ среднего профессионального образования «Ульяновский авиационный колледж»;

— Федеральное ГБОУ высшего профессионального образования «Ульяновский государственный технический университет»;

— Федеральное ГБОУ высшего профессионального образования «Ульяновский государственный университет».

«Самолет должен быть легче, более длительным в эксплуатации и менее обслуживаемым»

О задачах, стоящих перед компанией «ОАК — Транспортные самолеты», «Эксперту» рассказал ее генеральный директор Вильдан Зиннуров

— Каковы сегодня первоочередные задачи?

— Прежде всего, конечно, это дальнейшее развитие «Авиастара» — финансовое, технологическое, выход на серийность, повышение качества выпускаемой продукции. Далее — развитие аутсорсинга в полном смысле этого слова, то есть непрофильные компетенции, которые есть на «Авиастаре», должны быть выведены за его периметр. Нас действительно беспокоит своего рода ведение такого «натурального хозяйства» на одном большом предприятии, что не всегда экономически эффективно. Кроме того, это формирование новых подходов к созданию авиационной техники гражданского назначения. Сейчас впереди идут проекты для военно-транспортной авиации, а потом уже начинаются проектировки по гражданской тематике. Однако на одном только гособоронзаказе очень сложно иметь хорошую финансовую модель по любому проекту. Нужны коммерческие заказы, нужны заказы по международному сотрудничеству, тогда можно говорить о рентабельности проекта. С этой точки зрения мы с «Авиастаром» сегодня ведем большую работу по оценке мощностей, их загрузки, наличия квалификации персонала, обеспечения предприятия оборотными средствами для выполнения существующих заказов.

Кроме того, появление инновационных решений, которые мы ожидаем (прежде всего от резидентов промышленной зоны «Заволжье»), — проекты по разработке и применению новых материалов. Самолет должен быть легче, более длительным в эксплуатации и менее обслуживаемым. Очевидным преимуществом Ульяновской области является активно развивающийся станкостроительный кластер, это реальная предпосылка для создания в Ульяновске центра механообработки, так как сегодня на всех предприятиях ОАК существуют проблемы с точностью и себестоимостью механообработки. Это одно из самых узких мест на сегодняшний день.

Кроме того, большая проблема для авиастроения — монополизм. Очень мало дублирующих позиций, которые позволяют применять рыночные механизмы. Монополизм — это всегда плохо с точки зрения управления себестоимостью продукции, прозрачности всех механизмов ценообразования. И мы сейчас ведем работу над тем, чтобы привлечь хотя бы двух-трех поставщиков на каждую позицию.

— Насколько вы обеспечены кадрами и как вы их готовите?

Персонал — это одна из ключевых тем не только для авиастроения, но и вообще для промышленности. В Ульяновске есть все элементы начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования для того, чтобы отладить современную систему непрерывного опережающего обучения кадров, которые нужны под конкретные проекты — для Ульяновска это прежде всего, транспортные самолеты.

— С кем вы сотрудничаете?

Сегодня у нас налажено сотрудничество с предприятиями ульяновского авиакластера. С филиалом Всероссийского НИИ авиационных материалов мы работаем по композитам. С компанией «Промтех-Ульяновск», которая поставляет нам уже значительную часть бортовых кабельных сетей, мы постоянно находимся в рабочем в контакте. Взаимодействуем со «Спектр-Авиа» в части окраски воздушных судов и применения новых лакокрасочных материалов. С производителями двигателей и с особой экономической зоной ведем переговоры о кооперации по техническому обслуживанию и ремонту двигателей ИЛ-76 и «Русланов». Мы сотрудничаем со всеми учебными заведениями Ульяновской области в части формирования различных программ управления производством с целью обеспечения оптимизации производственных процессов и снижения себестоимости выпускаемой продукции.

Очень важная работа — загрузка излишних мощностей Авиастара и создание на их базе индустриального парка. Здесь мы видим Центр кластерного развития в качестве управляющей компании консорциума «Ульяновск-Авиа». Его задача — структурирование проектов в сфере авиационного бизнеса для всех предприятий и привлечение их в совместные проекты, в том числе по организации индустриального парка.