Везёт тем, кто везёт

Русский бизнес
Новый бизнес
«Эксперт» №13 (981) 28 марта 2016
Везёт тем, кто везёт

— На что делаете ставку?  

— С нами заказчики экономят деньги и время. Перевозчики регулярно получают заказы и решают вопросы с попутными и обратными грузами.

Решения на стыке новых технологий пустили новых игроков в сферы, которые казались давно закрытыми. «“Копать, возить и жрать” — вот три направления, в которых лежат деньги. В России “копать” никто не пустит. “Возить» — давно заняли. И только в потребительский сектор можно довольно легко войти», — объяснял мне пару лет назад партнер международной консалтинговой фирмы. Но что мы видим: Uber (сервис заказа такси) — сейчас самый дорогой стартап мира, стоит как 14 «Яндексов». «Мы создали сервис, который позволяет частным и юридическим лицам найти себе перевозчика. Например, вам нужно перевезти пианино из Перми в Тверь и по относительно низкой цене. Для этого надо найти перевозчика из Твери, который едет в Пермь с грузом и может на обратном пути захватит ваш. Самому найти такую услугу нереально. Мы объединили 130 тысяч перевозчиков, и вы просто размещаете заявку на нашем сайте, перевозчики эту заявку видят и по системе аукциона выставляют цены», — рассказывает основатель проекта «Везет всем» Антон Коновалов.

Сервис перевозок «с оказией» запущен в 2011 году. У компании нет ни одного грузовика, но на портале размещается около тысячи заказов в день. Оборот выполненных заказов в 2015 году составил порядка 500 млн рублей. В прошлом году, всего через четыре года после старта, «Везет всем» поглотил довольно крупного конкурента, который начал работать на год раньше.

Что это за рынок

Ситуация на рынке автоперевозок кризисная — ввиду сокращения объема перевозок машин намного больше, чем грузов. У участников рынка, по некоторым оценкам, более 5 млн грузовых автомобилей, половина из которых принадлежит частникам. Порог входа низкий: берешь кредит, покупаешь «Газель» и работаешь. В 2015 году объем автоперевозок упал на 40%. Причины — запрет на импорт и ограничения на ввоз ряда товаров из ЕС и США. Все заказчики увеличивают отсрочку платежей. Перевозчикам нужны оборотные средства, и мало у кого они есть. Но цены они повысить не могут. Наоборот, демпингуют, снизив тарифы до уровня 2008 года. Десятки компаний за два года вынуждены были оставить рынок. Задача — найти клиента, способного оплачивать услуги в срок. Но между заказчиком и заказом может быть цепочка посредников, разбросанных по регионам. Они заключают договор с заказчиками, находят под эти поставки перевозчиков и, по некоторым оценкам, зарабатывают около миллиарда долларов в год. И вот этих офлайн-логистов вытесняет с рынка «Везет всем».

Как организовать процесс

И для перевозчиков, и для заказчиков регистрация в сервисе, размещение заявки, доступ к заказам свободны и бесплатны. Допустим, нам нужно перевести бабушкин комод из Новосибирска в любую точку России, СНГ или Европы. Пусть это будет Санкт-Петербург. Мы заполняем форму заказа, указываем все вводные: сроки, габариты груза. И ждем.

В формате аукциона начинаются сыпаться предложения: кто-то готов вы