Курьерский экспресс

Алексей Грамматчиков
Русский бизнес / Логистика Финский логистический гигант Itella приобрел российскую компанию экспресс-доставки «МаксиПост», специализирующуюся на курьерской доставке товаров для интернет-магазинов. В условиях бурного развития интернет-торговли этот сегмент логистического рынка сегодня становится одним из наиболее динамичных

Itella, дочернее предприятие финской группы Posti в России, приобрела отечественную компанию «МаксиПост» — одного из ведущих игроков рынка услуг экспресс-доставки. На специальной пресс-конференции представители Itella не объявили сумму сделки, но при этом сообщили, что теперь станут стопроцентными владельцами «МаксиПост».

Itella предприняла поглощение российской компании в непростые для отечественного логистического бизнеса времена: из-за спада экономической активности он переживает болезненное падение. Так, в результате сокращения продаж в традиционном ритейле логистические перевозки в нем по некоторым направлениям упали на 30–40%. Компания Itella, один из лидеров российского логистического рынка, заявляет, что импортные перевозки в минувшем году сократились у нее на 40–50%, а часть иностранных клиентов (такие, как General Motors) и вовсе ушли с российского рынка. В целом, согласно официальному отчету, выручка российского подразделения Itella в 2015 году упала почти на 8% в рублях и более чем на 30% в евро.

В условия кризиса логистические компании пытаются нащупать точки роста. И перенаправление услуг логистики в область интернет-торговли как раз одна из них. «Даже в условиях экономического спада рынок электронной коммерции в России продолжает расти, — говорит Николай Воинов, президент Itella в России. — По нашим оценкам, в 2014 году он увеличился на 31 процент, до 713 миллиардов рублей. В прошлом году прирост был более скромным, но все же заметным: рынок вырос на семь процентов, до 760 миллиардов рублей. В этих условиях мы стремимся стать важным игроком на рынке логистических услуг для компаний электронной коммерции».

Одни логистические операторы пытаются развивать услуги доставки в e-commerce, создавая с нуля собственные компании, другие, как это сделала Itella, идут путем поглощения сформировавшихся игроков. «Мы приняли решения купить уже готовую компанию, чтобы выиграть время, — продолжает Николай Воинов. — Создание собственной службы заняло бы у нас минимум два-три года, а за это время рынок уйдет вперед».

Вам посылка

Курьерская доставка в сфере интернет-торговли является вторым по популярности способом получения товаров. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в России чуть более половины, а точнее, 51% от всех вариантов получения товаров в e-commerce приходится на почтовую доставку с помощью «Почты России». Второй по значимости логистический путь — это как раз курьерская доставка (31%), далее идут пункты выдачи заказов (9%) и получение товара в магазине (8%).

Если идея соперничать с «Почтой России» с помощью налаживания альтернативной почтовой службы никому в голову не приходит, то в секторе курьерской доставки сейчас разворачивается нешуточная конкурентная борьба. Согласно исследованиям компании J'son and Partners, объем рынка экспресс-доставки в РФ по итогам прошлого года превысил 55 млрд рублей, что почти в два раза больше, чем четыре года назад (см. график). При этом, в отличие от западного, российский рынок услуг э