Плата за монополизм

Повестка дня Авиабилеты в России могут подорожать как минимум на 10%

О возможном повышении стоимости полетов уже предупредили в «Аэрофлоте» и S7. Вероятно, по этому же пути пойдут и другие авиакомпании. Необходимость повысить цены авиаперевозчики объясняют возрастающими затратами и угрозой убытков из-за резкого роста тарифов на обслуживание в «Шереметьево» и «Домодедово». В этих аэропортах тарифные ставки были пересмотрены после того, как в конце февраля государство перестало регулировать сборы за взлет-посадку, авиабезопасность, сверхнормативную стоянку самолетов и услуги аэровокзальных комплексов в Московском авиационном узле.

Но очевидно, пассажирам придется расплачиваться еще и за ослабление конкуренции в отрасли после ухода с рынка авиакомпании «Трансаэро»: негативные последствия индексации аэропортовых тарифов для авиаторов на самом деле не так страшны, как их пытаются представить. Например, в «Шереметьево» сбор за авиабезопасность вырос на 3%, услуги аэровокзала подорожали на 9%, а самое серьезное увеличение (за взлет-посадку) составило 12%. В среднем же оно не превысит 7,5%, что значительно ниже уровня инфляции. В «Домодедово», правда, тарифы выросли гораздо больше. В частности, сбор за взлет-посадку увеличился на 15% , за авиационную безопасность — на 26%, за услуги аэровокзального комплекса для внутренних линий — сразу на 43%. А средний рост составил около 18%. Но и эта цифра меньше накопленной инфляции, ведь отдельные тарифы не менялись несколько лет. К тому же в общей структуре затрат авиакомпаний дерегулированные сборы занимают незначительную долю. Если в целом на аэропортовое обслуживание, включающее порядка сотни различных услуг, приходится 15–20% расходов перевозчиков, то на эти тарифы лишь 1,5–2%. Таким образом, стоимость рейса в «Домодедово» для среднемагистрального самолета с загрузкой 60–70% вырастет примерно на 12 тыс. рублей, а в «Шереметьево» — на 5 тыс. Во «Внуково» и вовсе менять тарифы не собираются. Во всяком случае, в ближайшие полгода.

В то же время соотношение сил на отечественном рынке авиаперевозок изменилось кардинально. После банкротства второго по мощности игрока отрасли, чья общая рыночная доля составляла 12%, «Аэрофлот», и так доминирующий, превратился в монополиста. Ему вместе с его дочкой «Россией» достались права на полеты по 56 наиболее прибыльным международным направлениям из 156, принадлежавших «Трансаэро». В результате, по данным Транспортной клиринговой палаты, к 2016 году доля группы «Аэрофлот» на международных маршрутах выросла с 41 до 61%, а в целом по рынку — с 43 до 53%. Более того, на некоторых внутренних направлениях эта группа сегодня перевозит до 80–100% пассажиров. В итоге цены на билеты, например во Владивосток, уже выросли на 13%. А полеты в Лондон за минувший год подорожали на 76%: с 17 до 30 тыс. рублей. Новое повышение, по оценкам экспертов, на отдельных маршрутам может достичь 40%.