Деньги есть. Ищите

Специальный доклад / Инвестиции Несмотря на рецессию и массовый исход успешных венчурных фондов из страны, в России есть и капиталы, и спрос на понятные и прибыльные проекты
Кирилл Рубцов

Год назад мы высказали предположение о том, что фонды прямых инвестиций способны стать полноценным источником капитала для отечественного бизнеса, дополнив банковскую систему, которая и в более спокойные времена эту функцию выполняла не идеально. Причем речь шла не о гипотетическом будущем, а о вполне обозримой перспективе. Оправдалась ли наша гипотеза?

Если верить статистике, то мы скорее ошиблись. По оценке Российской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ), в 2015 году количество фондов, работающих в России, сократилось незначительно: с 114 до 112, но их совокупный капитал при этом похудел сразу на 2,6 млрд долларов — до 20,64 млрд. Еще существеннее сократился объем инвестиций: фонды прямых инвестиций совершили всего 14 сделок против 47 в 2014 году. Так сильно рынок не падал даже в кризисном 2009 году, когда РАВИ насчитала 21 сделку. Что касается объема инвестиций, то он по сравнению с 2012 годом, когда рынок находился на пике, уменьшился более чем в три раза: до 897 млн долларов. Причем если бы не активность единственного игрока, просадка оказалась бы куда сильнее. Речь идет о Российском фонде прямых инвестиций (РФПИ), который развил в прошлом году бурную активность как на российском рынке (обеспечив порядка 52% инвестиций, по оценкам РАВИ), так и на международном. Выкуп вместе с консорциумом международных инвесторов терминала по перевалке сжиженных углеводородных газов в Усть-Луге у СИБУРа, приобретение аэропорта Владивостока с сингапурской Changi, строительство малых ГЭС в Карелии вместе с китайской CRCC, инвестиции в российское животноводство с тайской Charoen Pokphand Group, ряд соглашений о взаимных инвестициях с китайскими, катарскими и саудовскими фондами — таков неполный перечень сделок РФПИ, одобренных в 2015 году. Выглядит впечатляюще — особенно на фоне громкого ухода из России Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), который на нашем рынке присутствовал едва ли не с первого дня его основания и до присоединения к санкциям стабильно уделял российским проектам первые места в портфеле.

Правда, даже беглый взгляд на сделки РФПИ заставляет предположить, что они выгодны прежде всего восточным партнерам, получающим в управление российские активы (как в случае с Changi) или строительные подряды (именно на этом условии CRCC будет инвестировать в карельские ГЭС).

В режиме ожидания

На фоне активности РФПИ, возможно, не так заметна деятельность других игроков рынка. Но индустрия private equity никогда и не отличалась открытостью: большая часть сделок может вовсе пройти мимо стороннего наблюдателя. В 2015 году имелись примеры действительно удачных и интересных инвестиций. Это, во-первых, приобретение фондами Baring Vostok и ru-Net за 40 млн долларов новосибирского разработчика электронных карт 2ГИС. Baring Vostok засветился и еще в одной сделке, выступив самым крупным инвестором очередного инвестиционного раунда CarPrice, успешного сервиса по продаже подержанных автомобилей. Помимо Baring Vostok в свое время инвестировал в CarPri

2ГИС

— картографическая компания, основанная в 1999 году в Новосибирске Александром Сысоевым. Ключевая идея, из которой вырос одноименный сервис, — совместить виртуальную карту города и справочник организаций. Причем если «Яндекс.Карты» или Google Maps лишь агрегируют данные, 2ГИС собирает их буквально вручную. В 2004 году продана первая франшиза — в Томске. Кроме российских городов сервис запущен на Украине, в Казахстане, Италии, Чехии, Чили, ОАЭ и на Кипре.

CarPrice

— сервис по продаже подержанных автомобилей, запущенный в 2014 году петербуржцем Эдуардом Гуриновичем при поддержке интернет-предпринимателя Оскара Хартманна. CarPrice выступает посредником между владельцем автомобиля и более чем сотней дилеров, подключенных к сервису. Сотрудники компании сами осматривают автомобиль, его продажа дилерам осуществляется в режиме онлайн-аукциона. Если условия сделки устраивают владельца, CarPrice сам выкуает автомобиль, а затем продает его дилеру, зарабатывая на разнице цен.

Mirantis

— компания, занимающаяся внедрением решений на базе OpenStack, платформы для реализации облачных решений, создаваемых на базе открытого кода энтузиастами со всего мира. При этом как минимум шестая часть кода написана специалистами Mirantis. Хотя в России у Mirantis сразу два офиса: в Москве и Саратове, активно продвигать OpenStack на отечественном рынке облачных технологий компания начала лишь с прошлого года.