Преодоление трагического

Культура
Живопись
«Эксперт» №15 (983) 11 апреля 2016
В Третьяковской галерее проходит выставка последнего титана соцреализма Гелия Коржева. В своих работах он показывает, как преодолевать внутреннюю боль
Преодоление трагического

Свое имя художник, родившийся в 1925 году, получил в честь бога солнца Гелиоса. Словно бы оправдывая его, Коржев говорил, что, если картина не получалась, он просто пробовал добавить в нее немного света. Первое признание принесла ему картина «Художник». На ней он изобразил себя самого в тесной, плохо освещенной комнате сидящим перед огромным чистым холстом. Коржев рассказывал, что на холсте должен был быть изображен Сталин, и это деталь его биографии: первым его заказом оказался как раз портрет Сталина, который он писал вместе с двумя другими художниками на стене одного из павильонов ВДНХ. Ко времени, когда портрет был дописан, случился XX съезд партии, и работу завесили тканью. Потом она стала разрушаться, а восстанавливать ее не имела смысла, и портрет так никто и не увидел. На автопортрете же Сталин не получался, потому что его нужно было рисовать под углом, и после очередной неудачной попытки Коржев его закрасил. Кто-то из художников, увидевший эту работу, оценил ее по замыслу как гениальную — именно такую, с чистым холстом. Это решило судьбу картины и художника. Возможно, в ней он метафорически описал свою творческую судьбу: его жизнь всегда будет протекать то в мире реальном, то в мире воображаемом — в том самом пространстве чистого холста, на котором был затерт неудавшийся портрет Сталина.

Затем последовало затишье. Во второй половине пятидесятых он написал несколько картин, но в них не было чего-то такого, что художник мог бы определить как индивидуальный стиль. К счастью, мучительные поиски себя не остались безрезультатными. Уже в конце пятидесятых он работает над триптихом «Коммунисты», а в 1960 году выставляет его на республиканской художественной выставке «Россия». И это новый виток в его творческой судьбе. Его награждают золотой медалью. Он становится секретарем правления Союза художников. Получает Государственную премию. В 41 год становится профессором Московского высшего художественно-промышленного училища. Триптих изображает героев революционного Октября и Гражданской войны, имеющих мифологизированный облик. На одной из трех картин, самой знаменитой, рабочий поднимает красное знамя, выпавшее из рук погибшего товарища. Этот сюжет почти в точности повторяет скульптуру Ивана Шадра 1927 года — «Булыжник — оружие пролетариата». И там и там мы видим людей, исполненных решимости продолжить схватку не считаясь ни с чем, им нечего терять и они в любом случае пойдут до конца. Шадр изобразил момент пробуждения в человеке зверя: он хватается за камень, который в своем привычном человеческом облике был бы не в состоянии поднять, но теперь он его поднимет — и бросится вперед. Коржев пишет безоружного, который поднимает красное знамя, это знамя преследует врага, и в нем заключена куда большая сила, чем в камне.

Две другие картины триптиха посвящены приобщению героев революции к магии искусства. Вот герой на поле боя, и мы даже видим трупы убитых, но он стоит с гармонью и готов что-то наиграть на ней. При этом его лицо не выражает ни скорби, ни