Новые игроки на рынке вооружений

Книги
«Эксперт» №16 (984) 18 апреля 2016
Наряду с классическими «старыми» военными державами в последние десятилетия все более отчетливо проявляется феномен новых военно-промышленных держав, которые активно развивают национальные ВПК. Это сулит как возможности, так и риски для России
Новые игроки на рынке вооружений

С 2000-х годов российский оборонно-промышленный комплекс (ОПК) возвращает утраченные в ранний постсоветский период позиции на рынке вооружений и внутри страны. Начиная с момента прихода Владимира Путина к власти неуклонно растет оборонный заказ, в 2015 году достигший почти 2 трлн рублей, и объем экспорта вооружений, который увеличился в прошлом году до 14,5 млрд долларов, а портфель заказов достиг феноменальных 56 млрд долларов.

Все эти, безусловно, положительные тенденции могут создать ложную иллюзию «восстановления справедливости» по отношению к российскому ОПК, который теперь уже по праву может считаться достойным преемником советской военной промышленности и служить определенному самоуспокоению. Но с 1992 года мир значительно изменился, мультиполярность имеет место не только в геополитике, но и в производстве вооружений. А это заставляет значительно активнее бороться за свою долю на рынке и постоянно двигаться вперед.

В первую очередь речь идет о так называемых новых военно-промышленных державах. Это страны, которые не относятся к старым военным державам вроде Франции или Италии, но при этом добились определенных (а в случае с Южной Кореей — весьма существенных) успехов в развитии национальных ВПК. Эти государства располагают не только развитым военно-промышленным потенциалом, но и амбициями для его дальнейшего расширения и совершенствования. Отдельным фактором при классификации, использованной авторами, стало наличие у этих стран относительной степени самостоятельности в международных делах, что потенциально создает окно возможностей для сотрудничества с Россией.

К числу таких государств в книге отнесены семь стран: Бразилия, Индонезия, Иран, Пакистан, Сингапур, ЮАР и Южная Корея. Каждой из них посвящена отдельная глава. (В книгу не включены Индия, Израиль и Турция, ВПК которых требуют отдельного изучения в силу обширности предмета исследования.)

Все эти новые игроки, безусловно, представляют интерес в качестве потенциальных партнеров для российских оборонных предприятий. При этом не секрет, что ряд указанных стран с каждым годом все серьезнее конкурирует с Россией на рынке вооружений. Сегодня едва ли не самым значительным из таких конкурентов выступает Южная Корея, с которой, как ни парадоксально, у России самый значительный объем и опыт взаимодействия из всей «новой семерки».

Особый интерес представляет последняя глава, в которой авторы приходят к довольно интересным обобщающим выводам. Один из них заключается в том, что успех в создании национальной оборонной промышленности зависит от общей эффективности государственного строительства и социально-экономического развития страны. Именно поэтому среди стран семерки призовые места заняли Южная Корея и Сингапур.

Во многих случаях первоначальный стимул для развития национального ВПК возник после введения внешнего эмбарго на поставки вооружений. Наиболее ярким примером такого рода является ЮАР времен апартеида и «постшахский» Иран, хотя наиболее классическим и наиболее известным примером можно с