Нужны ли стимулы российскому туризму

Специальный доклад
Русский туризм
«Эксперт» №17-18 (985) 25 апреля 2016
Если точечно стимулировать туризм, цены на путешествия по России снизятся на 15-20%. В противном случае, у людей не хватит денег на любой отдых
Нужны ли стимулы российскому туризму

Проблемы долгосрочного государственного планирования на массовых туристических направлениях компенсирует активность крупных туроператоров. Знаковым моментом для отрасли стало масштабное внедрение пакетных туров, в стоимость которых сразу заложены перелёт, проживание, питание, трансферы. Более 600 тысяч таких программ запущены в 2015 году в Крыму, Сочи, Анапе, Кавминводах. Это позволило снизить стоимость путёвок на 15-20%. Многие крупные туроператоры развернулись с внешних рынков и перенесли технологию пакетирования на российскую почву. Правда на немассовых направлениях, в регионах страны без моря и столиц, они пока не видят особой перспективы захода на рынок – для начала нужно сегментировать категорию потребителей, посчитать потоки и понять платёжеспособный спрос. Будут ли крупные туроператоры участвовать в создании отрасли в провинции, когда им это станет экономически интересно и какие инструменты стимулирования нужны туризму сегодня – об этом «Эксперту» рассказала Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России.

- У вас есть представление о том, как должен развиваться туризм в России? Какую бы концепцию вы предложили?

- Мировой туристический рынок прошел такой большой путь развития, что нам для выбора правильной концепции вовсе необязательно изобретать велосипед. Примером для развития туризма в России вряд ли могут служить «курортные» страны, для которых основа концепции по сути «пляжный отдых». Очевидно, что это не для нашей большой страны, расположенной в северных широтах. Похожие страны – это Канада и Америка: страны с очень большой площадью, с более или менее похожим географическим положением, с морскими курортами, но воспользоваться этим морем можно в течение ограниченного периода времени. И самое главное - население этих стран активно ездит в первую очередь по своей стране. На мой взгляд, концепция развития туризма в России должна быть похожей на американский и канадский варианты.

Развитие туризма включает аспекты нематериальные и практические. К нематериальным можно отнести привычку ездить: путешествие как часть жизни. У большого количества россиян нет этой привычки. Практический аспект – это само устройство бизнеса, индустрии туризма. И концепция развития должна предполагать обучение - как принимать людей, как их обслуживать, как формировать продукт. Это то, на что нужно потратить время.

Концепция развития, на мой взгляд, также предполагает работу над логистикой, инфраструктурой, в том числе в виде объектов размещения. К логистике, инфраструктуре относятся также санитарные зоны. Отсутствие туалетов - это беда всей страны.

Концепция должна реализовываться не последовательно, а одновременно, то есть все эти вещи надо делать сразу. Причем основа, базис в виде дорог, транспорта, инфраструктуры – это компетенция и задача государства. То есть задача государства – создать условия, чтобы бизнес участвовал в формировании этого базиса. А все, что касается самого продукта, сервиса, их качества и цен - это уже задача туристиче