Кто теряет поручения президента

Политика / МАЛЫЙ БИЗНЕС Важные решения для малого бизнеса стопорятся из-за межведомственных споров. Решать проблемы удается с помощью Кремля и общественных организаций
РИА Новости

Поиск новых точек роста и альтернативных источников наполнения бюджета в последние год-два возобновил разговоры о поддержке сферы малого и среднего бизнеса. Но проблема стимулирования этого сектора экономики существует давно. Зачастую экспертные разработки профильных общественных организаций стопорятся на уровне правительства, тонут в спорах и конфликтах министерств и ведомств.

Некоторую надежду в интервью «Эксперту» обозначает Александр Калинин, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», объединяющей свыше 400 тысяч предпринимателей. По его словам, более 20 предложений о поддержке малого и среднего бизнеса впервые вошли в антикризисный план правительства. Для их реализации необходима политическая воля и сильный межведомственный арбитр.

— Александр Сергеевич, в правительстве стали прислушиваться к вашим инициативам после падения цен на нефть и другие сырьевые товары? Есть ли шанс, что кабинет министров сделает радикальные шаги в сфере поддержки малого и среднего бизнеса, а не ограничится полумерами?

— И правительство, и администрация президента, естественно, ищут новые источники экономического роста, в том числе наполнения бюджета, выполнения своих социальных обязательств. Поэтому внимания к развитию малого и среднего бизнеса сейчас, наверное, на порядок больше, чем было в так называемые тучные годы. Мы фиксировали эти изменения и в посланиях президента Федеральному собранию 2014 и 2015 годов, и по итогам состоявшегося в апреле прошлого года заседания Государственного совета по развитию малого и среднего бизнеса. Есть поручение президента по его итогам и по итогам форума «Опоры России». Но проблема в том, что очень хорошо проработанные экспертами предложения не реализуются. К примеру, по итогам Государственного совета было 21 поручение, но, по нашим оценкам, из них исполнено только три.

— В чем причина? Отсутствуют механизмы реализации этих поручений?

— Механизмы реализации оказались крайне инерционными. В частности, есть поручение по компенсациям для малого бизнеса в районах Крайнего Севера, Дальнего Востока. Сейчас предприниматели должны оплачивать проезд к месту отпуска для своих работников, а это очень серьезные суммы, что делает их неконкурентоспособными по сравнению с предприятиями, которые работают на других территориях. Так вот, решение давно найдено. Но есть разные позиции Минтруда, Минэкономразвития и Минфина. Не хватает арбитра внутри правительства, который при наличии различных мнений вынесет окончательное решение.

— То есть поручение президента фактически тонет в разнобое интересов разных ведомств?

Именно так. К примеру, взять закон о самозанятых, мы его три года обсуждаем. Есть уже два соответствующих поручения президента, то есть нужно принять нормативно-правовые документы, которые вывели бы из теневого сектора более десяти миллионов россиян. Но опять-таки мешают разные позиции Минэкономразвития, Минтруда и Минфина. И таких примеров очень много.

Возьмем ситуацию в конт