Винтокрылая оптимизация

Русский бизнес
МАШИНОСТРОЕНИЕ
«Эксперт» №19 (986) 8 мая 2016
Ссылаясь на кризис, холдинг «Вертолеты России» намерен сократить производство и перевести часть своих сотрудников на неполную рабочую неделю. Всего этого можно избежать, быстро наладив серийный выпуск новых моделей гражданских вертолетов среднего класса
Винтокрылая оптимизация

Новый российский многоцелевой вертолет среднего класса Ка-62 совершил свой первый испытательный полет. Машина поднялась в воздух с заводского аэродрома Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» в Приморском крае и выполнила несколько стандартных пилотажных фигур, включая висение с разворотами, рысканиями по крену и тангажу, после чего благополучно приземлилась. Весь полет занял не более десяти минут. Тем не менее этого времени вполне хватило для того, чтобы проверить главные системы управления вертолетом, его центровку, работу двигателей и трансмиссии. Все они, по словам конструкторов, отработали штатно. «Это очень значимое для нас событие и закономерный результат нашей работы, — заявил гендиректор «Вертолетов России» Александр Михеев. — Новый Ка-62 станет достойным дополнением к гражданским версиям самых массовых в мире вертолетов Ми-8/Ми-17, закрыв крайне востребованную нишу в классе машин взлетной массой шесть-семь тонн». Правда, ни даты завершения заводских испытаний, ни хотя бы примерных сроков запуска новой машины в серийное производство глава вертолетного холдинга не назвал. И этому есть множество причин.

Напомним, что разработка Ка-62 ведется уже более двадцати лет. Поначалу его предполагалось делать на базе военно-транспортного вертолета средней грузоподъемности Ка-60 «Касатка», но затем от этой идеи отказались, сделав ставку на широкую международную кооперацию. Например, российские двигатели заменили на французские. А место отечественных поставщиков редукторов и трансмиссии заняли австрийцы. Считалось, что кооперация позволит быстро сертифицировать Ка-62 по международным стандартам и начать его массовые поставки за рубеж. Но этого не произошло. Более того, конструкторам вертолета несколько раз приходилось менять его технический облик — то из-за несговорчивости поставщиков, то из-за санкций, то из-за чего-то еще. Все это не могло не сказаться на сроках реализации проекта, их пришлось сдвинуть почти на восемь лет. Но это лишь полбеды. Россия уже подписала соглашения с Бразилией и Колумбией на продажу в общей сложности 12 машин Ка-62 с опционом еще на семь. Причем первые поставки должны были начаться еще в прошлом году, а завершиться в нынешнем. Однако сейчас уже ясно, что эти сроки при всем желании соблюсти не удастся. А значит, есть реальная угроза, что и договоренности о поставках могут быть аннулированы. Чтобы хоть как-то ускорить создание Ка-62, Минпромторг в этом году выделил «Вертолетам России» почти 1 млрд рублей на доводку вертолета. И если испытания пройдут успешно, то уже в будущем году можно ожидать его сертификации по российским стандартам, а еще через год — первой поставки на экспорт.

Между тем задержка с выводом Ка-62 на мировой рынок может дорого обойтись «Вертолетам России». Все дело в том, что наш вертолетный холдинг уже много лет не может завершить создание еще одной новой модели — Ми-38. Этот вертолет, призванный заменить устаревшие модели Ми-8/Ми-17, тоже разрабатывается более двадцати лет и в значительной степени п