Возвращение «Хищника»

Русский бизнес
«Эксперт» №19 (986) 8 мая 2016
В США разрастается грандиозный скандал, связанный с провалом программы по производству легких истребителей пятого поколения F-35. Этот проект корпорации Lockheed Martin уже обошелся американцам в 1,5 трлн долларов (с учетом инфляции), став самой дорогой программой за всю историю создания вооружений в США
Возвращение «Хищника»

В США разрастается грандиозный скандал, связанный с провалом программы по производству легких истребителей пятого поколения F-35. Этот проект корпорации Lockheed Martin уже обошелся американцам в 1,5 трлн долларов (с учетом инфляции), став самой дорогой программой за всю историю создания вооружений в США.

К началу этого года корпорация Lockheed Martin должна была построить 1013 истребителей F-35, но выпустила только 179 машин. Беда еще и в том, что как минимум часть из них не могут полноценно выполнять боевые задачи. А все потому, что программное обеспечение Block 3I, которое установлено на F-35, используемые военно-воздушными силами США, просто не может исправно работать. «На самолетах, оснащенных Block 3I, постоянно отмечаются сбои в работе радара. Это происходит значительно чаще, чем хотелось бы», — заявил командующий авиацией ВМС США вице-адмирал Пол Кроклэгс. Эксперты считают, что в ПО нового истребителя вкралась системная ошибка, которая выводит из строя не только радары, но и бортовое оборудование в целом. Во всяком случае, на F-35 уже много лет фиксируются случаи отказа индикации и систем управления вооружением. Неизвестно, удалось ли устранить все эти недочеты. Однако никакой трагедии в этом американские военные не видят. «Программа F-35 больше не вызывает у меня бессонницы», — говорит замминистра обороны США Фрэнк Кендалл.

Пентагон по-прежнему намерен завершить испытания F-35 для ВВС США в текущем году, а в модификации для ВМС — в 2018-м. «Тестирование самолета завершено на 90 процентов, и для меня будет сюрпризом, если на нынешнем этапе возникнут еще какие-то крупные недоработки»,— заявил Кендалл. Впрочем, в Конгрессе США оптимизм военных не разделяют. «Это настоящая трагедия и скандал,— заявил заместитель руководителя комитета по вооружениям Сената США Джон Маккейн.— Все, что касается сроков выполнения работ по F-35, их стоимости и других показателей, уже давно перешагнуло пределы разумного». И это действительно так. Не секрет, что F-35 должен был начать массово поступать в войска еще семь лет назад, но этого не произошло. А вот стоимость его резко выросла. Изначально предполагалось выпустить порядка 2,5 тыс. таких истребителей, затратив на это около 200 млрд долларов. Но сейчас суммарная стоимость закупки уже превысила 400 млрд долларов и, очевидно, будет расти в дальнейшем. Спустить ситуацию на тормозах из-за предвыборной кампании американские парламентарии просто не могли. В итоге комитет по вооруженным силам США поручил секретарю ВВС США проанализировать расходы на возможное возобновление производства тяжелого истребителя пятого поколения F-22 Raptor, выпуск которого был прекращен пять лет назад. Соответствующий доклад конгрессу пентагоновские стратеги должны представить не позднее января следующего года. Предполагается, что один истребитель F-22 Raptor заменит в ВВС два-три легких F-35, что позволит не только сэкономить средства, но и более эффективно сдерживать потенциальных противников. «У нас крепнет ощущение, что армия США те