Кому он нужен, этот малый бизнес?

Специальный доклад
Малый бизнес в России
«Эксперт» №20 (987) 16 мая 2016
Малый бизнес — атрибут здоровой экономики. Он заполняет ниши, недоступные крупному бизнесу и государству
Кому он нужен, этот малый бизнес?

Они повсюду. Никто из нас не может обойтись без них в повседневной жизни: отремонтировать обувь, сделать прическу, сфотографироваться на паспорт… Они находят незаполненные рыночные ниши и ввинчиваются в них энергично и без промедлений. Они могут работать по 24 часа в сутки, если этого требует дело. Они изобретательны и часто находят технические решения, которые не способны породить «неповоротливые слоны»* — крупные корпорации. Более того, крупные корпорации не могут без них выстроить оптимальные цепочки создания стоимости. Без них, как выяснилось, государство не справляется со своей социальной функцией. Они ни от кого не зависят, поэтому являются основой гражданского общества. Они — это предприниматели, имеющие свое небольшое, но необходимое для здорового функционирования рыночной экономики дело, и при этом противостоящие упрощению и уплощению экономической жизни, сведению ее к тотальному диктату монополий.

Трудоголики и многостаночники

Предприниматели — особенные люди. Это меньшинство, которое меньше других боится рисков, обладая авантюрной жилкой в характере. «Собственник бизнеса, являясь в большинстве вопросов дилетантом, ухватывает какой-то рыночный тренд и начинает выстраивать под него бизнес. Действовать в режиме дилетанта — авантюризм. Сначала ввязываешься в бой, а потом по мере возникновения проблем начинаешь их решать. И для многих людей это очень сложно», — говорит руководитель аудиторско-консалтинговой фирмы АИП Сергей Елин.


Их работоспособность поражает. Успех своему делу они обеспечивают своим горбом. «Да любой проект будет успешным, если работать по двадцать часов в сутки! — уверен Юрий Савелов, член президиума общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса “Опора России”, владелец компании по производству спецодежды. — Я, например, включен в работу буквально круглосуточно, особенно в кризис. Ночью встаю в три часа — и к компьютеру: анализирую, что дальше будет, куда фирму направить. Прощупываю, на чем можно сэкономить, как сбалансировать затраты и доходы, как оптимизировать рабочие процессы, понимаете?»

«Люди, которые хотят быть успешными в малом инновационном бизнесе, должны быть по натуре трудоголиками, никогда не успокаиваться на достигнутом, думать о деле день и ночь! Если ты хочешь спокойную работу, то создавать свой малый бизнес не стоит. Это дело для людей целеустремленных, с активной жизненной позицией, — констатирует Константин Калужин, совладелец компании по производству инновационных средств защиты и спасения при пожаре для тела и органов дыхания. — Нам пришлось многому учиться на ходу, выстраивать бизнес с нуля. Постоянное саморазвитие — залог успеха. Я как коммерческий директор специализированных высших учебных заведений не заканчивал, но, если сложить все книги, которые я прочитал по продажам, маркетингу и рекламе, то получится стопка до потолка».

Об активной позиции человека как о решающем качестве успешного предпринимателя говорит и Елена Переверзева, декан школы бизнеса московской международно