Графическая хроника Советской Атлантиды

Культура
Москва, 23.05.2016
«Эксперт» №21 (988)
В Центральном Манеже проходит выставка, посвященная советскому киноплакату. Она позволяет не только оценить мастерство отечественных художников-графиков, но и увидеть, насколько целостен феномен советского кино

Киноплакаты и много лет спустя продолжают привлекать внимание не столько к себе, сколько к тем фильмам, которым  посвящены. Посетитель выставки обречен реагировать в первую очередь на названия фильмов и знакомые кинообразы. Второй уровень восприятия — историческое время. Плакат свидетельствует о нем на равных с кинематографом. В его пространстве время предстает в концентрированном виде — оно проступает в каждой детали изображения: от композиции до шрифта. Но прежде всего это лица киногероев,  за редким исключением  доминирующие на плакате. Они были и остаются главной приманкой для потенциального кинозрителя. В момент, когда его взгляд падает на изображение, он должен получить сигнал и сделать вывод: «Этот фильм про меня». Это еще один ключ к расшифровке плакатных изображений. С его помощью мы можем не только разглядеть в них напоминания о фильмах,  когда-то шедших на экранах советских кинотеатров, и почувствовать эстетику времени, но и увидеть тех людей, которые жили в тот или иной исторический период.

Советские фильмы давно стали частью коллективной памяти. Выставка позволяет извлечь их из ее глубин и понять, каким образом структурировано наше воображаемое прошлое. Плакаты играют роль пиктограмм, которые позволяют в него вернуться и пересмотреть слой за слоем. Двадцатые годы — попытка ниспровергнуть  существующие ценности и предъявить миру новый взгляд на вещи. Русский авангард словно  подминает под себя плакатное искусство и вдохновляет художников кричать что есть силы — отсюда подчеркнутая резкость красок и линий. Дореволюционное время ушло безвозвратно. Мы видим лица сверхлюдей, которые совершили невозможное: заставили вращаться колесо истории с доселе невиданной скоростью. Они не знают преград и  способны преодолеть даже космическое пространство. Ими движет не стремление к власти — это все осталось в прошлом, они свидетели нового мира и жаждут его скорейшего распространения по всей Вселенной.

Следующий слой — тридцатые годы. Если плакат к фильму «Путевка в жизнь» 1931 года еще напоминает о прежних, революционных, временах, то в 1935-м  на плакате к фильму «Новый Гулливер» от них не остается и следа. Происходит резкая смена стиля: от экспериментального к большому. На плакатах появляются идеальные люди: супергерои остаются в прошлом, они сделали свое дело и пришло время насладиться жизнью сполна. Если на плакате появляется женщина, то непременно блондинка, если мужчина, то обязательно улыбающийся человек в военной форме. Никаких разночтений. Игра смыслов сводится на нет. Плакат отражает эпоху нового классицизма. Главная героиня — Любовь Орлова. Она  воплощение добра и безупречной, не увядающей с годами красоты. Все остальные актрисы лишь пытаются воспроизвести ее, ставший каноническим, образ советской женщины тридцатых годов. И война сохраняет этот стиль в неприкосновенности. Она идет где-то далеко, а здесь, в воображаемом мире,  все остается неизменным. Рано или поздно она закончится, и поэтому можно назначать свидание на «шесть часов вечера

У партнеров

    «Эксперт»
    №21 (988) 23 мая 2016
    Новая гипергонка?
    Содержание:
    Заметьте наши искандеры

    НАТО продолжает проводить враждебную политику в отношении Москвы. Однако целью этих действий является не война с Россией, а ее сдерживание и политическое доминирование США в Европе

    Главная новость
    Потребление
    Реклама