Урок мужества

Культура
Москва, 23.05.2016
«Эксперт» №21 (988)
В МХТ имени А. П. Чехова в рамках фестиваля «Черешневый лес» состоялась премьера спектакля по пьесе Ивана Вырыпаева «DreamWorks. Мечта сбывается».

«ЧЕРЕШНЕВЫЙ ЛЕС» / ЕКАТЕРИНА ЦВЕТКОВА

Иван Вырыпаев пишет пьесы как будто сразу на экспорт в маленькие европейские театрики, виртуозно смешивая излюбленные темы: измену, насилие, любовь, каннибализм, Бога — и протаскивая контрабандой в страны победившего феминизма идею патриархальных устоев, как это происходит, например, в его пьесе «Летние осы, которые кусают нас даже в ноябре»: «Женщина должна подчиняться мужчине. В этом ее предназначение. Женщина отдает, мужчина берет. Но проблема нашего демократического <…> общества в том, что она никак не может найти мужчину, который достоин того, чтобы она ему подчинялась». Ему удалось пройти путь от выпускника Иркутского театрального училища, отработавшего год в Магаданском театре драмы, до художественного руководителя столичного театра «Практика» — этот пост он покинул совсем недавно — и самого популярного за пределами России русского драматурга — сразу после Чехова: его пьесы поставлены в 20 театрах мира.

В России помимо «Практики» пьесы Вырыпаева идут одновременно на сценах МХТ имени А. П. Чехова, БДТ имени Г. А. Товстоногова и Мастерской Фоменко. Спектакль «Пьяные», поставленный Андреем Могучим в БДТ, в этом году получил сразу две «Золотые маски»: за режиссерскую работу и за актерский ансамбль. Основной интерпретатор пьес Вырыпаева на московской сцене Виктор Рыжаков. Больше десяти лет назад он первым поставил пьесу Вырыпаева «Кислород» на сцене Театра.doc: главную роль играл сам драматург и он получил «Золотую маску» как спектакль-новация. «Dreamworks. Мечта сбывается» их новая совместная работа. На этот раз Вырыпаев пытается разобраться в том, что такое любовь, и для этого помещает своих персонажей в антураж голливудской драмы. Виктор Рыжаков ни на йоту не отступает от драматургического замысла, пытаясь донести авторский текст до зрительских сердец, не расплескав по пути ни капли смысла.

В одном из интервью Вырыпаев утверждал, что в «Практике» не приступают к работе без молитвы, поют псалмы и постятся. В своих драматургических опытах он тяготеет к восточным религиозным системам. В «Dreamworks» Вырыпаев даже выводит на сцену буддистского ламу, который, впрочем, играет скорее комическую роль: декларируемые им тезисы об иллюзорности человеческого бытия, которое ограничивается пределами его собственного ума, и сами, по его собственному определению, часть иллюзии. В художественном пространстве «DreamWorks» иллюзия не возникает сама по себе, а воспроизводится голливудской машиной, которая для Вырыпаева является метафорой Бога. По Его воле бытие ускользает от персонажей пьесы с такой скоростью, что они не в состоянии осознать происходящее с ними. У главного героя умирает жена, но и три месяца спустя он отказывается в это верить. Он цепляется за любовь к ней как за нечто, что может спасти его от ужаса перед непостоянством этого мира.

Филипп Янковский — главное открытие спектакля «DreamWorks». Это его первая главная роль на сцене МХТ. Янковский создает образ балансирующего на грани безумия вдовца Дэвида, обходясь при этом без театральных при

У партнеров

    «Эксперт»
    №21 (988) 23 мая 2016
    Новая гипергонка?
    Содержание:
    Заметьте наши искандеры

    НАТО продолжает проводить враждебную политику в отношении Москвы. Однако целью этих действий является не война с Россией, а ее сдерживание и политическое доминирование США в Европе

    Главная новость
    Потребление
    Реклама