Помогаем активным

Экономика и финансы
МОНОГОРОДА
«Эксперт» №23 (990) 6 июня 2016
Как выстроена работа Фонда развития моногородов и какова технология получения его средств, рассказывает генеральный директор ФРМ Илья Кривогов
Помогаем активным

Сверхзадачей созданного в конце позапрошлого года Фонда развития моногородов было выстраивание унифицированной прозрачной системы мер поддержки монозависимых поселений со стороны федерального центра. Насколько этот институт продвинулся по пути к этой цели, мы решили выяснить у руководителя ФРМ Ильи Кривогова. 

— Илья Викторович, девять месяцев прошло с момента вашего назначения главой Фонда. Что вы считаете основными достижениями на посту, а по каким направлениям продвижение оказалось более трудным, чем вы представляли?

— Прежде всего, удалось провести организационную настройку Фонда на эффективную работу в соответствии с уставными документами. Сегодня у нас работоспособная, мобильная структура. Труднее всего было раскрутить инвестиционное направление деятельности, предполагающее не просто финансовую поддержку Фондом того или иного моногорода, но вхождение ФРМ в качестве соинвестора в конкретные проекты. Сейчас портфель инвестпроектов сформирован, скоро планируем осуществить первые сделки в Набережных Челнах и Кумертау.

— Расскажите о проектах чуть подробнее.

— В Набережных Челнах речь идет о развитии шестой очереди КИП «Мастер», которое предполагает проведение ремонтно-восстановительных работ и подготовку около  600 тысяч квадратных  метров производственных площадей. Потребителями новых площадей будут предприятия, являющиеся субъектами малого, среднего и крупного бизнеса, их отраслевая принадлежность легкое и среднее машиностроение, производство строительных материалов и конструкций, переработка полимеров, транспорт, логистика и так далее. Проект развития промышленной зоны в Набережных Челнах, в которой создана территория опережающего развития, быстро развивается, в число резидентов зоны уже вошла китайская компания Haier, построила там завод холодильного оборудования полного цикла.

В Кумертау речь идет о строительстве маслоэкстракционного завода.

— Каковы условия предоставления Фондом инвестиционных средств?

— Это проектное финансирование сроком до восьми лет по ставке пять процентов годовых на суммы от 100 миллионов до одного миллиарда рублей, в пределах 40 процентов от стоимости проекта. Для МСБ, а это проекты до 100−150 миллионов рублей, есть наработанные программы поддержки на федеральном и региональном уровнях, а также кредиты региональных банков. Крупный бизнес имеет доступ к кредитам госбанков и крупных частных банков, постепенно расширяются его возможности в области облигационного финансирования. А ниша среднего бизнеса сегодня провалена, не покрыта финансовыми институтами, и мы пытаемся заполнить пробел.

Еще одна особенность работы Фонда — он предоставляет средства траншами в соответствии с графиком стройки, установленным соглашением. Таким образом мы контролируем строго целевой характер расходования средств.

Наконец, Фонд активно привлекает в качестве соинвесторов банки. Так, если ставка Сбербанка 13 процентов, а наша пять, инвестор может получить заемные средства в целом по эффективной ставке семь процентов — примерно на уровне инфля

Справка:

Некоммерческая организация Фонд развития моногородов  была создана в декабре 2014 года с целью софинансирования расходов субъектов РФ и муниципальных образований для реализации мероприятий по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для запуска новых инвестиционных проектов в моногородах. Общий объем бюджетного финансирования, предусмотренного для распределения ФРМ в 2014−2017 годах, составляет 29,6 млрд рублей.

Эпопея для сильных духом

Проект создания в Краснотурьинске Свердловской области индустриального парка «Богословский» на площадке резко сбросившего объемы производства одноименного алюминиевого завода «Русала» (в декабре 2013 года на нем было полностью остановлено электролизное производство, завод фактически превратился в глиноземный комбинат) обычно подается чиновниками как история успеха госинститутов поддержки моногородов. Однако прошло три года до реальной монетизации решений по поддержке города и парка, в течение которых от мэра города Александра Устинова и якорного инвестора парка, главы группы компаний «Энергия» Сергея Гуськова понадобились маниакальное упорство и авансирование городских и собственных средств, чтобы проект индустриальной диверсификации Краснотурьинска не остался на бумаге.

Мы попросили энтузиастов вспомнить основные этапы развития проекта.

Сергей Гуськов:

—  В 2012 году между правительством Свердловской области, ОК «Русал», группой компаний «Энергия» при поддержке ВЭБа и правительственной рабочей группы по развитию моногородов было заключено соглашение о создании индустриального парка «Богословский». В декабре 2013 года было принято решение о строительстве парка. В марте 2015 года Фонд развития моногородов (ФРМ) и правительство Свердловской области заключили генеральное соглашение о сотрудничестве, а в июле 2015-го приняли решение о софинансировании расходов. Строительно-монтажные работы на площадке ведутся в настоящее время.

В октябре прошлого года наша компания получила льготный заем на реализацию проекта от Фонда развития промышленности. Также на принятие решения повлияло наличие в регионе необходимых трудовых ресурсов. Важный фактор — география расположения индустриального парка. «Богословский» строится в Свердловской области. В соседней Челябинской области находится основной актив ГК «Энергия» — завод «Уралтрубмаш».

В марте 2016 года на заседании профильной комиссии по созданию и функционированию территорий опережающего социально-экономического развития в отношении Краснотурьинска принято решение о возможности создания территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Для резидентов «Богословского» статус ТОСЭР — это благоприятные условия для дальнейшего развития бизнеса на территории парка.

В настоящее время создан единый документ «Единый перечень мер поддержки монопрофильных муниципальных образований РФ», в котором 95 пунктов. В частности, шестой пункт описывает участие Фонда развития моногородов в реализации инвестиционных проектов путем вхождения в капитал компаний — инициаторов проектов, а также выдачи целевых займов. Нам эта опция представляется крайне интересной. ГК «Энергия» в настоящее время готовит заявку на получение данного вида обеспечения от ФРМ.

Наша компания получила возможность пройти обучение в Московской школе управления «Сколково» по программе профессиональной подготовки команд, реализующих проекты развития моногородов. Обучение, которое продолжалось с октября по декабрь 2015 года, было инициировано и финансировалось ФРМ. В работе команды также приняли участие администрация Краснотурьинска и правительство Свердловской области, представители градообразующего предприятия — Богословского алюминиевого завода.

Участники команды смогли посетить семинары лучших российских и зарубежных профильных экспертов, получили возможность коммуникации с сообществом ведущих специалистов по проблемам развития моногородов. Представленный нашей командой план модернизации города получил высокую оценку экспертного сообщества.

 

Александр Устинов:

— После пикалевскиих событий моногородами занималось Министерство регионального развития, у которого были разработаны свои стандарты и правила взаимодействия, включая подходы к разработке комплексных инвестиционных планов диверсификации моногородов (КИП). Мы долго, действуя через структуры областного Министерства экономики, «упражнялись» в согласовании и утверждении в Минрегионе России КИП ГО Краснотурьинск, в который одним из драйверов городского развития был включен индустриальный парк «Богословский», — рассчитывали получить федеральную финансовую помощь, так как наш глубоко дотационный городской бюджет не мог себе позволить такую трату. Но все было безрезультатно. В дальнейшем, после реорганизации Министерства регионального развития РФ, все монозависимые города были переданы под управление Министерства экономического развития РФ, которое тоже начало внедрять свои стандарты и правила. В результате нам пришлось заново все переделывать, пересогласовывать и переутверждать, причем без полного понимания всех процедур. В итоге тогда мы никакой помощи так и не получили.

В начале 2015 года приступил к работе Фонд развития моногородов. Заново были разработаны стандарты взаимодействия и формы представления, но на этот раз было изначально понятно, какие возможности есть у Фонда и на что моногороду стоит рассчитывать.

Наиболее ценное в ФРМ — он с начала своего существования еще не разу не изменял «правила игры», а только их усовершенствовал. Кроме того, очень подробно и доходчиво описаны механизмы и способы поддержки.

Самое необычное, что принес ФРМ, — это формирование и обучение управленческих команд. Мне повезло войти в управленческую команду города Краснотурьинска и пройти обучение в «Сколково». Эффективность обучения оцениваю как высокую.