Транзитное будущее

Специальное обозрение
НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ
«Эксперт» №24 (991) 13 июня 2016
Аэропорт Толмачево, главные воздушные ворота Западной Сибири, всего за одно десятилетие сделал мощный рывок в развитии. Долгосрочная цель — стать современным авиационным хабом как для пассажиров, так и для грузов
Транзитное будущее

Международный аэропорт Новосибирска усиливает свой потенциал в качестве авиационного хаба. Отсюда уже можно улететь в 90 пунктов по России и в другие страны. Благодаря программе развития базовой авиакомпании S7 Airlines, а также авиакомпаний — участников многостороннего трансферного соглашения, двузначными цифрами растет трансфер: если в 2012 году через Толмачево прошло всего 70 тыс. таких пассажиров, то в 2015-м — уже 385 тыс. (их доля в общем потоке впервые превысила 10%). Планы на этот год — 500 тыс. пассажиров и доля в 13%, что значительно превзойдет показатели других региональных аэропортов России.

Рост трансфера стимулирует и федеральное субсидирование пассажирских перевозок, например из городов Дальнего Востока: аэропорт уже сегодня обеспечивает 70 еженедельных частот в девять городов ДФО. А за счет выгодного географического положения Толмачево все чаще используется в качестве хаба и на маршрутах из Китая в европейском направлении: только за прошлый в города России с пересадкой в Новосибирске отправились более 20 тыс. граждан КНР. В этом году их количество планируется утроить. Информационные таблички и указатели в терминалах Толмачево уже продублированы на китайском языке, создан и сайт аэропорта в доменной зоне Китая tolmachevo.cn. В основном граждане КНР летят в Россию с туристическими целями. Именно поэтому Толмачево поддерживает введение 72-часового безвизового режима. Города Сибири смогли бы получить порядка 600 тыс. дополнительных «воздушных» туристов. Но федеральный закон, прошедший еще в 2014 году первое чтение в Госдуме, пока что находится на доработке.

Еще одна составляющая транзитного потенциала — региональные перевозки. Этот сегмент в значительной мере зависит от действия программы субсидирования (постановление правительства РФ № 1242). Из семи региональных маршрутов, открывавшихся в 2013–2016 годах, на коммерческой основе «выжили» только два. Самое важное — обеспечение приемлемых для населения авиатарифов. И тут очень многое зависит от региональных властей, которые могут принимать активное участие в программах софинансировании полетов.

Еще в 2012 году в Толмачево практически не происходило технических посадок грузовых самолетов, которые летают из стран Юго-Восточной Азии и КНР в Европу. В настоящее время аэропорт уже занимает значительную долю этого рынка. Грузовые самолеты иностранных компаний используют российское небо, обслуживаются на земле российскими специалистами и заправляются российским топливом, что ранее выполнялось в соседних странах. По сути это не что иное, как экспорт несырьевых услуг.

Активно растет и перевозка почты и грузов. В ноябре 2013 года для обработки экспресс-корреспонденции в Толмачево было открыто место международного почтового обмена (ММПО) «Почты России». Объем обработанных отправлений в ММПО вырос с 500 тыс. в первом квартале 2015 года до 2,5 млн за аналогичный период нынешнего года, более 90% — это посылки и мелкие пакеты из Китая.

Следующий шаг — строительство на территории аэропорта почтового л