Формула имиджа

Международный бизнес
АВТОГОНКИ
«Эксперт» №26 (993) 25 июня 2016
Один из этапов крупнейшего мирового спортивного соревнования — автогонок «Формула-1» — теперь будет проходить в Баку, столице Азербайджана. Если с финансовой точки зрения событие это пока убыточное для страны, то в плане имиджа закавказская республика рассчитывает получить от него значимые дивиденды
Формула имиджа

«Если вы хотите сделать страну узнаваемой в мире, то у вас не такой большой выбор: можно устроить Олимпийские игры, провести чемпионат мира по футболу, а можно организовать этап гонок “Формула-1”. Преимущество последнего варианта в том, что мероприятие будет проходить у вас ежегодно, а первые два спортивных события случаются раз в четыре года, к тому же их можно будет провести у себя только один раз». Так известный британский бизнесмен Мартин Соррелл, член совета директоров гонок «Формула-1», описывает значимость проведения самых известных автомобильных соревнований для принимающей страны.

Действительно, «Формулу-1» не зря называют королевой мирового автоспорта: зрелище ревущих гоночных болидов ежегодно собирает совокупную аудиторию свыше миллиарда человек — больше смотрят только Олимпийские игры и чемпионат мира по футболу. Не случайно многие страны стремятся заполучить к себе проведение формульного Гран-при, чему сама «Формула-1» охотно идет навстречу, активно расширяя географию. Если раньше эти соревнования проходили преимущественно в развитых западных странах, то теперь из 21 этапа ежегодного мирового чемпионата «Формула-1» страны Старого Света, к примеру, уже составляют меньшинство. Как мы помним, в 2014 году к календарю автогонок присоединился российский Сочи; помимо этого Гран-при за последние десятилетие появились в Китае, Бахрейне, Абу-Даби, Малайзии и Сингапуре.

Из бывших республик СССР Азербайджан первым решился на проведения у себя «королевских гонок». Переговоры начались в 2013 году, а весной 2014-го республика заключила сроком на девять лет контракт на проведение в Баку этапа автомобильных состязаний, который получил в спортивном календаре название «Гран-при Европы». По официальной версии, именно так назывался этот этап многие годы (он проходил в испанской Валенсии). По неофициальной — устроители гонки постарались избежать в названии Гран-при сложного для произношения иностранцами слова «Азербайджан».

Как в Монако

Созданный в Баку гоночный маршрут относится к классу городских трасс. То есть для проведения гонки строили не отдельный автодром, как в российском Сочи, а проложили трассу по городским улицам, как это делают, например, в Монако. С одной стороны, строить городскую трассу дешевле — не нужно единовременно вкладывать большие деньге в возведение отдельного спортивного сооружения. С другой стороны, после проведения соревнований городская трасса разбирается, и в промежутках между Гран-при ее, в отличие от автодрома, нельзя использовать для других автогоночных состязаний. Каждый год такую трассу нужно готовить заново: возводить заграждения, боксы для команд, на протяжении всего шестикилометрового маршрута каждый раз укладывать специальное асфальтовое покрытие, идеально заравнивать все люки и прочие дорожные неровности. Например, в Баку часть трассы проходит по старинной брусчатке, которую каждый год теперь будут покрывать асфальтом, а потом аккуратно счищать, чтобы не повредить исторический вид древних улиц.

Стоит это недешево.