Хроника интеллектуальной лихорадки

Культура
ЛЕКЦИИ
«Эксперт» №26 (993) 25 июня 2016
Современные горожане жаждут просвещения
Хроника интеллектуальной лихорадки

Трудно себе представить более архаичный формат потребления информации, чем слушание лекций. Какими бы технологическими новшествами оно ни сопровождалось, суть его остается неизменной: один человек, обладающий суммой знаний, излагает их в систематизированном виде всем желающим. До недавних пор количество последних ограничивало лишь одно — сила голоса выступающего. За пределы учебных заведений, где он был и продолжает оставаться каноническим, устоявшимся на протяжении тысячелетий способом передачи знаний, этот формат решительно шагнул чуть больше ста лет назад. Тогда в России за власть над любознательными умами соперничали Корней Чуковский и футуристы, среди которых заметно выделялся Владимир Маяковский — с присущей ему быстротой интеллектуальной реакции и зычным голосом. Их доклады о положении дел в культуре и искусстве собирали полные залы. Для Владимира Маяковского публичные лекции, включающие в себя чтение стихов, дискуссии, ответы на вопросы, стали едва ли не основным видом профессиональной деятельности. Одно из интеллектуальных шоу — в плехановском экономическом институте — состоялось за пять дней до его самоубийства.

Знание — сила

Корней Чуковский благополучно дожил до момента, когда просветительскую деятельность поставили на поток. Общество «Знание», созданное, чтобы вывести его за рамки академических стен и сделать максимально доступным широкой публике, было основано в 1947 году. Масштаб тяги к знаниям поражает: к середине шестидесятых каждый взрослый человек в Советском Союзе прослушивал по четыре-пять лекций в год. К 1970 году лекции общества «Знание» на фоне невероятного рывка отечественной науки и техники в освоении космоса достигли пика популярности. Тогда было прочитано 18,5 млн лекций, на которых присутствовало в общей сложности свыше 950 млн слушателей. Затем энтузиазм несколько поубавился, но не катастрофически: к началу девяностых в обществе «Знание» ежегодно прочитывали более 25 млн лекций для 280 млн слушателей по всему Советскому Союзу. Членами общества являлись 2 тыс. академиков, свыше 25 тыс. докторов наук и профессоров, 383 тыс. инженеров, 208 тыс. врачей и даже 184 тыс. специалистов агрокомплекса. И пусть для кого-то членство было формальным, а в том, что людей направляли на лекцию, присутствовал элемент принуждения, просто перечеркнуть этот культурный феномен советской поры нельзя. Тем более что содержание лекций не цензуровалось излишне жестко — не существовало соответствующего механизма: по большому счету, лектор рассказывал то, что считал нужным, давая возможность слушателям узнать что-то выходящее за рамки официальной точки зрения, транслируемой через средства массовой информации.

После 1991 года в истории общества «Знание» наступил почти четвертьвековой перерыв. В 2014-м оно возродилось, но отнюдь не как феникс — из пепла. Число лекторов сейчас едва ли превышает сотню человек. В прошлом году проведен съезд общества, на котором был избран президент. Из организационных достижений, о которых стоило бы публично отчитат